22.12.05

Лизинговые сделки: выгоды и проблемы

Глава Минэкономразвития России Герман Греф не одинок в своем стремлении использовать лизинг для технологического обновления. На заседании Морской коллегии министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что в его ведомстве разработана схема лизинга, которая позволит быстро обеспечить восстановление технического флота, износ которого превышает 85 процентов. После введения в действие нового таможенного законодательства условия реализации лизинговых сделок в России стали более комфортными. Вместе с тем ряд проблем еще существует, и они нуждаются в законодательном урегулировании.

Известно, что лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом предмета лизинга. В то же время лизинговая деятельность это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Лизинговые операции приравниваются к кредитным и регулируются теми же правовыми нормами, что и кредитные. Однако лизинг отличается от кредита тем, что после окончания срока лизинга (договора) и выплаты всей обусловленной договором суммы объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если в договоре не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача его в собственность лизингополучателю). При кредите банк оставляет за собой право собственности на объект как залог суммы.

Правовые и экономические основы лизинговых отношений в России были закреплены в Федеральном законе 164 "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 года. Позже (29 января 2002 года) был принят Федеральный закон 10 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге".

В соответствии с этим законом компании, осуществляющие ввоз иностранного оборудования по договору лизинга, могут уплачивать таможенные платежи не в полном объеме, а лишь на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества.

В дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с уплатой лизинговых платежей или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей (п. 3 ст. 34 Закона). Однако до вступления в силу нового Таможенного кодекса такой порядок оплаты ГТК России признавал противоречащим таможенному законодательству. Данная позиция нашла отражение в специальном письме ГТК "О применении Федерального закона 164 "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 года" ( 01-15/14858 от 24 мая 1999 года). По мнению таможенного комитета, закон о лизинге не мог применяться для регулирования уплаты таможенных платежей как не относящийся к таможенному и налоговому законодательству.

В связи с этим при ввозе лизингового имущества импортерам было предложено воспользоваться одним из таможенных режимов: выпуск товаров для свободного обращения (внутреннего потребления) или временный ввоз.

Однако режим выпуска товаров для свободного обращения предусматривает единовременную оплату всей суммы таможенных платежей. При этом ставки таможенных пошлин могут составлять до 25 процентов от таможенной стоимости имущества, а НДС 18 процентов. В этой связи единовременная оплата таможенных пошлин со всей стоимости оборудования является серьезным препятствием для реализации сделки, особенно если учесть, что лизингополучатель выплачивает аванс в размере 20-30 процентов от стоимости оборудования. Подобное положение сохранилось и в новом Таможенном кодексе РФ.

Предприятия, правда, (как и до вступления в силу нового кодекса) могут обратиться в суд с требованием о возврате таможенных платежей с неоплаченной части таможенной стоимости (ст. 34 Закона "О лизинге"). Для этого компании необходимо подтвердить уплату суммы таможенных платежей, например, предъявив банковские документы. В таких случаях суды, как правило, поддерживают предприятия.

При использовании режима временного ввоза таможенные пошлины и налоги (в соответствии с п. 2 ст. 212 ТК РФ) выплачиваются еже месячно в размере 3 процентов от суммы таможенных платежей, которая подлежала бы оплате в случае выпуска товаров для свободного обращения. Однако до вступления в силу нового кодекса компании, ввозящие оборудование по договору лизинга, считали нецелесообразным применение режима временного ввоза.

До 2004 года срок действия данного таможенного режима составлял два года, и по истечении этого срока имущество должно было быть либо вывезено с территории России, либо выпущено для свободного обращения. Поэтому по истечении двух лет появлялась необходимость либо продления срока временного ввоза, либо перевода объекта лизинга в режим свободного обращения. И здесь возникал фактор неопределенности, риска из-за того, что таможенные органы могли не продлить срок временного ввоза.

Другой причиной отказа компаний от использования режима временного ввоза являлась процедура выплаты таможенных платежей. Как правило, имущество по истечении лизингового договора оставалось в России. За два года компании удавалось выплатить лишь 72 процента таможенных платежей. Однако, если срок временного ввоза таможенным органом не продлевался, то для того, чтобы перевести товар в режим свободного обращения, компании необходимо было повторно заплатить 100-процентную сумму платежей.

С принятием нового Таможенного кодекса РФ проблемы с режимом временного ввоза были решены. Прежде всего следует отметить, что в соответствии с новым кодексом, срок временного ввоза для отдельной категории товаров продлен до 34 месяцев. К данной категории относятся основные производственные фонды при условии, что товары не являются собственностью российских компаний, пользующихся ими на территории России (п. 1 ст. 213 ТК РФ). Это как раз соответствует ситуации, когда в сделке участвует иностранный лизингодатель и российская компания лизингополучатель. Через 34 месяца сумма оплаченных таможенных платежей достигает 100 процентов, и основные средства могут быть выпущенными для свободного обращения (п. 5 ст. 212 ТК РФ). Кроме того, у российских предприятий появилась возможность произвести зачет ранее уплаченных таможенных платежей. Например, если срок временного ввоза составил два года и лизингополучатель выплатил 72 процента от суммы таможенных платежей, то при переводе имущества в режим выпуска в свободное обращение компании придется лишь доплатить оставшуюся сумму.

Увеличение срока временного ввоза является позитивным изменением, поскольку появляется дополнительная возможность снижать в отдельных случаях таможенную составляющую в составе затрат лизинговой сделки. Таким образом, уменьшаются общая стоимость договора лизинга и соответственно финансовая нагрузка на лизингополучателя.

Изменения, внесенные в Таможенный кодекс РФ, значительно повысили привлекательность международного лизинга. Ранее единовременное внесение всей суммы таможенных платежей являлось серьезным препятствием для реализации проектов международного лизинга. Теперь российские предприятия, приобретающие основные производственные фонды (прежде всего высокотехнологическое оборудование) по договорам международного лизинга, получили реальную возможность использовать режим временного ввоза с рассрочкой оплаты таможенных платежей. Беспроцентная рассрочка оплаты таможенных платежей на три года это существенное преимущество, в том числе благодаря экономии за счет эффекта временной стоимости денег.

Однако следует отметить, что преимущества, получаемые по новому кодексу, все же менее значительны, чем льготы, предусмотренные законом о лизинге. По кодексу, рассрочка предоставляется максимум на 34 месяца, а по закону о лизинге на весь срок договора лизинга. При этом на практике срок договора международного лизинга может составлять более пяти лет.

Таким образом, несмотря на изменения, внесенные в Таможенный кодекс, не все проблемы решены до конца, и это по-прежнему сдерживает рост объема и количества сделок международного лизинга в России.

По мнению специалистов, наша страна сейчас испытывает значительную потребность в инвестициях. Лизинг предоставляет широкие возможности для решения данной проблемы. Находящиеся в лизинге активы служат дополнительным обеспечением инвестиционных сделок. И даже если они сами по себе не обеспечивают достаточной гарантии сделки, лизинг тем не менее остается привлекательным механизмом благодаря возможности использования налоговых льгот.

В развитых странах доля лизинговых сделок в общем объеме инвестиций достигает 35 процентов, а в развивающихся странах порядка 10 и выше. В России этот показатель пока составляет всего лишь 3 процента. Такое положение объясняется несовершенством российского законодательства и некоторым непониманием сути лизинговой сделки.

Лизинговые сделки совершаются в большинстве своем финансовыми и инвестиционными организациями, при этом факт инвестирования денежных средств сопряжен с различными видами рисков. С правовой точки зрения лизинг является не чем иным, как финансовой арендой. Но в условиях российской экономики для того, чтобы лизинг был признан и получил широкое распространение, нужно воспринимать его именно как инвестиционный механизм. Лизинг как вид инвестиционной деятельности должен быть поддержан государством. Меры государственной поддержки лизинга в России в большинстве своем носят декларативный характер, и для их реализации требуется разработка целевых пакетов подзаконных актов, регулирующих лизинговые операции и государственную поддержку лизинга в отдельных отраслях.

Как уже говорилось, лизинг обладает рядом преимуществ перед обычной ссудой. Однако есть у него и недостатки, которые сдерживают широкое применение этого инвестиционного механизма на практике. Так, если оборудование, которое взяли в финансовый лизинг, с течением времени (до окончания действия лизингового договора) устарело, то лизингополучатель все равно продолжает платить арендные платежи до конца контракта. Второй недостаток в случае выхода оборудования из строя платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования. И третий недостаток если объектом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок подготовка договоров о лизинге требует значительного времени и средств.

Так или иначе, но сегодня правила игры нам диктует сложнейшая экономическая ситуация, и в решении вопросов улучшения инвестиционного климата в стране не должно быть места пассивности. Опыт многих стран мира подтверждает эффективность лизинга как инструмента привлечения инвестиций даже в период экономического кризиса. И в России, несмотря на существующие проблемы, лизинг уже доказал свою эффективность и привлекательность. Нет сомнений, что его дальнейшее развитие будет способствовать ускоренному подъему отечественного производства.

Клавдий Корняков,
главный научный сотрудник
научно-исследовательского центра РТА

Журнал "Таможня" 21 от 25.11.05