21.04.09

Логика транзита

Тарифы на перевозки грузов будут формироваться по новым правилам В России, несмотря на принятую правительством концепцию развития экспорта транспортных услуг, до сих пор нет согласованной государственной политики в этом направлении, механизма координации ведомств с компаниями-перевозчиками. Изменится ли ситуация в ближайшее время? Об этом корреспондент "РГ" беседует со статс-секретарем - заместителем министра транспорта Сергеем Аристовым.

Сергей Алексеевич, концепция принята в 2005 году, а закона нет до сих пор. Почему?

Утвержденной концепции закона "О транзите" пока нет. В 2005 году Ассоциацией экспедиторов РФ был подготовлен проект такого закона. При обсуждении его заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был сделан вывод о том, что в данном виде проект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования. В 2008 году на ряде площадок было проведено обсуждение проблематики, связанной с нормативной базой в области транзитных перевозок.

А в чем проблемы?

Особенностью транзитных перевозок грузов является тот факт, что грузоотправитель и грузополучатель находятся за пределами территории РФ. Таким образом, прием груза к перевозке и его выдача осуществляются в соответствии с законодательством стран отправления и назначения. Частично эта проблема решается за счет международных соглашений, однако и в них присутствует большое количество норм, отсылающих к национальному законодательству, в котором данные вопросы пока не отражены.

В этой связи, по общему мнению участников процесса, до подготовки непосредственно текста законопроекта целесообразно сначала подготовить его концепцию. В данном случае концепция не будет являться формальным документом, сопровождающим законопроект. Именно на стадии концепции предлагается сформулировать проблематику, на решение которой будет направлен закон, а также общие подходы к регулированию транзита. В настоящее время идет активная работа над подготовкой этой концепции.

Кстати, европейские страны, активно участвующие в международном товарообмене, тоже работают без закона о транзите. Его нет, например, во Франции и Италии. Но, как выяснилось, это пока не наш путь, поскольку в России, как известно, "разрешено все, что не запрещено".

В этом сегменте рынка каждая компания, увы, действует только по своим интересам. И от недобросовестной конкуренции страдают условия перевозок. Это касается цен, сроков доставки и сохранности груза. И исправить ситуацию, придать уверенности грузоотправителям может только законодательное регламентирование всех транзитных отношений. Минтранс уже заканчивает подготовку законопроекта "О транзитных перевозках через территорию РФ".

И когда он будет направлен в Госдуму?

Документ сначала необходимо согласовать с другими ведомствами, в первую очередь с таможенниками и пограничниками. Основная идея законопроекта - беспрепятственное прохождение транзитных грузов по территории России с минимальным таможенным контролем, понятными правилами выполнения таких перевозок и государственного контроля при входе на российскую территорию и на выходе из нее. Ведь представим себе, например, японского грузоотправителя, у которого есть выбор - везти груз морем, пусть дольше, зато по понятным правилам. Или через Россию - когда ему весь наш свод правил, которые содержатся в различных актах, объяснят, то, например, от нормы, при которой какие-то виды грузов надо охранять ведомственной охраной, а другие нет - у него же всякое желание к нам заходить пропадет!

Проектом регулируются действия государственных органов, экспедиторов, перевозчиков, портов и погранпунктов. Упрощение процедуры оформления транзитных перевозок за счет выдачи грузовладельцам транзитных разрешений, которые должны являться основным документом для перевозки груза, тоже, на наш взгляд, сыграет немаловажную роль. Предполагается, что закон поможет стабилизировать государственную тарифную политику в сфере транзитных перево зок. Мы хотим установить четкие правила игры при формировании тарифов. Например, изменение их можно проводить не чаще чем один раз в год.

При работе над законом вы учитываете мнение профессиональных участников рынка?

Мы рассматриваем все предложения. Например, экспедиторы подбросили нам смелую идею: предлагают отказаться от необходимости оформления таможенных деклараций и освободить транзитные грузы от таможенного досмотра. Думаю, таможенники вряд ли это поддержат. Я тоже не уверен, что надо действовать столь радикально.

Мы предлагаем на законодательном уровне ввести понятие "транзитный транспортный коридор", в котором будет применяться упрощенный порядок государственного контроля, что будет развивать транспортную инфраструктуру и позволит устанавливать в рамках подобных коридоров правила работы транспортных организаций. При этом у государства появится возможность развивать инфраструктуру различных видов транспорта, не создавая излишней конкуренции.

Предметом законопроекта также должно стать взаимодействие транспортных организаций между собой, а также отдельные вопросы государственного контроля за транзитными перевозками. В качестве координатора перевозок может выступать межведомственный координационный орган - аналог Морской коллегии, - решения которого будут обязательными для всех органов власти.

Какие законопроекты из "портфеля" минтранса уже отправлены в Госдуму?

На рассмотрении депутатов в эту весеннюю сессию представлено семь проектов закона, подготовленных минтрансом. Для нас это самый урожайный сезон. В марте внесены два законопроекта, в том числе и проект закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Речь идет о повышении ответственности за нарушение правил безопасности полетов. В течение года минтранс планирует представить в правительство еще 16 законопроектов.

Какие именно?

Это, например, законопроект "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Мы сейчас над ним работаем. Необходимость создания госкомпании обусловлена в первую очередь тем, что существующая система управления федеральными автодорогами не обеспечивает их надлежащего развития и содержания. В соответствии с законопроектом новой компании планируется передать в собственность ряд автомобильных дорог федерального значения, участки земли под ними и имущество дорожного хозяйства страны. Приоритетной задачей компании станет формирование сети платных автомагистралей и скоростных дорог, на которых концентрируются мощные транспортные потоки в РФ и осуществляются наибольшие объемы перевозок грузов и пассажиров, в том числе в международном сообщении.

Мы планируем передать в правительство пять железнодорожных законопроектов. Известно, что идет уже третий этап структурной реформы на железной дороге и необходима нормативно-правовая база для ее успешной реализации. В частности, внесены комплексные изменения в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Первый документ уже отправлен в Госдуму.

"Авиационных" законопроектов тоже пять. В их числе проект закона "Об аэронавигационном обслуживании в Российской Федерации".

И тогда все пробелы в нашем транспортном законодательстве будут устранены?

Вы забыли про внутренний водный транспорт. Сегодня у нас нет законодательных актов, которые, к примеру, касаются безопасности плавания маломерных судов, в первую очередь прогулочных яхт. Но мы уже разработали проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна". Готовятся также изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

Два законопроекта касаются всех видов транспорта. Необходимо отметить, что отсутствие норм, которые содержат основные принципы взаимодействия организаций различных видов транспорта, не дает возможности полноценно развиваться такому перспективному виду сообщений, как интермодальные перевозки. И, кстати, существенно влияет на формирование и развитие международных транспортных коридоров, на активность рынка транзитной доставки грузов.

Мы подготовили проект федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках". Он относится к комплексу мероприятий, направленных на повышение качественного уровня работы транспорта, формирование правовых условий для обеспечения единства транспортной системы страны и ее пространственного развития.

Кроме того, мы разработали проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам". Его цель - защитить интересы людей и дать гарантию, что вред, причиненный им или их имуществу при перевозке, будет обязательно возмещен. Это касается любого вида транспорта и характера перевозки. То есть речь идет о непрерывности страховой защиты пассажира на протяжении всего маршрута следования, включая перевозку несколькими видами транспорта. Увы, отсутствие сегодня законодательно установленного механизма предварительных компенсационных выплат пострадавшим не позволяет перевозчикам производить их даже в тех случаях, когда пострадавшие в них остро нуждаются. В результате во многих случаях расходы, которые могли бы взять на себя страховые компании, приходится брать на себя федеральному или региональным бюджетам. Закон установит соразмерные суммы компенсации вреда пострадавшим пассажирам и избавит эти бюджеты от лишних трат. Сейчас законопроект проходит согласование. И мы рассчитываем внести его в правительство в ноябре этого года.

Справка
Транснациональные корпорации, по оценкам экспертов, тратят на транспортировку грузов по маршруту Юго-Восточная Азия - Европа примерно 20 миллиардов долларов. Россия из этих денег ничего не получает. Из-за отсутствия правового статуса транзита наша страна, наоборот, ежегодно теряет в виде упущенной прибыли около 15 миллиардов долларов

"Российская газета"; 20.04.09