29.08.08

Логистическая незадача

Президент ГК «AVS Group» Валерий Савельев – о проблемах рынка складской логистики Среднего Урала, о дисбалансе импортных грузопотоков, о федеральных девелоперах, игнорирующих местные реалии, и о деле на 30 миллионов долларов.

– Валерий Борисович, на уральском рынке складской недвижимости сейчас работают несколько федеральных инвесторов. Кому удастся быстрее реализовать проекты по строительству логистических центров – местным или федеральным игрокам?

– Приезжим на нашем работать на рынке сложнее, поскольку зачастую они не считают нужным учитывать региональное законодательство, знакомиться с действующей концепцией развития бизнеса. Местным компаниям в этом плане проще: они знают тонкости логистического рынка в регионе. С другой стороны, трудности ждут любых девелоперов складов. Себестоимость строительства склада превышает $1000 за квадратный метр, в то время как сроки окупаемости – около десяти лет. Кроме того, стоимость строительства постоянно растет – по итогам 2007 года рост составил 35%. А значит, увеличиваются и сроки окупаемости. Не все региональные компании обладают значительными финансовыми ресурсами, чтобы инвестировать на столь длительный период. Также затрудняют процесс ввода новых объектов непрозрачный рынок земли, затяжное получение необходимых разрешительных документов, административные барьеры, удорожание заемных средств.

– При каких условиях девелопмент складов стал бы выгоднее?

– Надо строить дороги. Самой актуальной проблемой на рынке складской логистики Екатеринбурга является не только нехватка складских комплексов, но и отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры. Зачастую екатеринбургские склады не стыкуются с крупными автомобильными дорогами федерального и межрегионального назначения, а также с железнодорожными путями, и не имеют достаточной инженерной инфраструктуры, способной обслужить комплекс.

– Когда можно будет говорить о том, что рынок складов Свердловской области близок к насыщению?

– В ближайшее время ситуация на рынке складской логистики кардинально не изменится. Очевидно, что наиболее оптимальным для региона станет развитие складов класса B и B+. Объекты класса «А» также будут строить, однако в ближайшие годы площадей данного типа появится немного, и возводиться они будут под потребности конкретных крупных компаний, которые в последующем и будут их эксплуатировать.

– Вы сами реализуете проект крупного транспортно-логистического центра в Екатеринбурге. Что это будет за объект?

– Мы осваиваем участок площадью 40 га, который находится в месте пересечения Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) и Березовского тракта. На расстоянии двух километров от границ участка проходит железная дорога, что позволит нам подвести на площадку железнодорожную ветку. В целом мы планируем построить там около 120 000 кв. м. складских площадей класса В и В+. Впрочем, наш собственный логистический центр займет одну четвертую площадки, а на остальные 30 га мы привлекаем соинвесторов. В реализацию проекта планируется вложить $30 млн.

– Насколько известно, этот проект входит в число приоритетных, поддерживаемых областной администрацией?

– Да, губернатор Эдуард Россель и правительство Свердловской области сейчас активно участвуют в развитии логистической инфраструктуры региона. Известно, что транспортный комплекс Среднего Урала – один из самых сложных и загруженных в России. Для повышения эффективности его работы мы подписали соглашение с правительством области и разработали Концепцию развития транспортно-логистической системы до 2015 года с перспективой до 2030 года. Кроме нас над ней работали специалисты «Европейско-Азиатской логистической ассоциации». Концепция предлагает мероприятия по развитию логистической инфраструктуры, которая потребуется для обслуживания экономики региона в ближайшие семь лет.

– Много ли было желающих воспользоваться протекцией государства и за счет чего вам удалось обойти конкурентов?

– Действительно, конкуренция существует. За право осваивать участок на пересечении ЕКАД и Березовского тракта, о котором я говорил выше, боролись 42 компании – именно столько заявок получило правительство области. Активно участвовали в этом процессе московские и казахстанские инвесторы. Но, скорее всего, крупных фирм, имеющих серьезный опыт реализации логистических проектов – среди них были единицы. Мы же работаем на этом рынке уже очень давно, кроме того, в нашу ГК входит крупнейший в регионе таможенный брокер – компания «С.В.Т.С. Групп», а также грузовой авиаперевозчик «Авиакон Цитотранс» и автотранспортное предприятие «AVS Автотранс». Мы, как никто другой, заинтересованы в развитии транспортно-логистической инфраструктуры в регионе.

– Что, в первую очередь, может дать Свердловской области развитие транспортно-логистической инфраструктуры?

– Один из факторов, препятствующих дальнейшему развитию Свердловской области,– это дисбаланс входящих в Россию импортных грузопотоков. Обратите внимание: наибольшая их доля приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа– 44% и 35%. В то время, как в Свердловскую область входит лишь 2% импортных грузов. По этому показателю мы – на последнем месте среди всех федеральных округов. Такая же ситуация с импортными контейнерными перевозками. Максимум – у Северо-Западного и Центрального округов – 54 и 37% соответственно, минимум – у Уральского округа – 0,1%. При этом Свердловская область в значительном объеме потребляет готовую импортную продукцию. А поскольку точки входа данной продукции осуществляются через другие субъекты Федерации, мы, во-первых, теряем потенциальные доходы, которые могли получить от поступления грузов через наш регион, а, во-вторых, теряем возможность создавать новые рабочие места для жителей Свердловской области.

НЭП 08; 29.08.08