27.01.05

Логистические инициативы Китая

Автор этой статьи - юрист-международник и китаевед Наталья НЫРОВА, работающая в 000 Агентство международных экономических и правовых поверенных (г. Хабаровск), анализирует политику и практику трансформации особых экономических зон Китая (беспошлинных зон, зон экспортной переработки и др.) в зоны свободной торговли , являющимися по своей сути особыми зонами по оказанию логистических услуг

КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние 20 лет внутренний валовой продукт КНР вырос почти в 6 раз. По совокупному производственному потенциалу страна занимает сегодня 7 место в мире, по размеру валютных резервов уступает только Японии. КНР лидирует в мировой экономике по выплавке стали, добыче угля, выпуску телевизоров; находится на втором месте в мире после США по производству электроэнергии. Внешнеторговый товарооборот КНР достиг трети триллиона долларов США. Примерно 2/3 китайского экспорта составляет готовая продукция. Основные торговые партнеры -Япония, США, страны Западной Европы. Иностранные инвестиции в экономику КНР превысили 200 млрд. долл. США.

Важнейший приоритет политики китайского правительства - создание Большого Китая , объединяющего внутренние ресурсы КНР, капиталы и технологии Тайваня, производство и торговые сети Гонконга (Сянгана) и Макао (Аомыня). Китай - член Всемирной торговой организации (ВТО).

Переход КНР от закрытой к открытой экономике стартовал четверть века назад. В ее приморских районах были образованы четыре особые экономические зоны (Шанхай, Чжухай, Шаньтоу, Хайкоу)с целью привлечения зарубежных инвестиций в модернизацию и развитие товарного производства и сферы услуг. В 1984-1985 гг. для зарубежных инвестиций были открыты 32 города страны и многие морские порты. В настоящее время понятие особые экономические зоны уже заменено законодательно на понятие зоны освоения , которых в Китае существует несколько видов в зависимости от задач и целей их создания. В ежегоднике Китайские зоны освоения - 2002 (Государственный информационный центр. - Пекин: Чжунго уцзя чубаньшэ. -2003. - Январь) указаны 52 зоны технико-экономического освоения, 53 зоны освоения производства новой высокотехнологичной продукции, 16 зон экспортной переработки (обработки), 15 беспошлинных зон, 14 зон приграничного технико-экономического сотрудничества, 13 рекреационно-туристиче-ских зон и 4 зоны привлечения тайваньских инвестиций.

Из этого перечня автор статьи в первую очередь обращает внимание на беспошлинные зоны и зоны экспортной переработки , где под последними понимаются экономические зоны, на территории которых осуществляется производство (любая переработка или обработка) товаров с целью их последующего экспорта. Зоны созданы почти при каждом крупном морском порту Китая, и их деятельность строго регулируется нормативно-правовыми актами государства. Такие зоны сыграли важную роль в формировании наступательного характера внешней торговли Китая, захвата им соответствующего сегмента мирового рынка.

Следует заметить, что используемого в России понятия свободная экономическая зона в китайской юридической терминологии нет. Термин свободная экономика - слишком свободное понятие (вплоть до анархии в экономике). В китайском законодательстве используется понятие беспошлинная зона . Поэтому эти два понятия не равнозначны. Беспошлинная зона обладает универсальными свойствами, поэтому ее легко приспособить к различной деятельности, трансформировать в зоны других видов. Но, тем не менее, китайцы в настоящее время считают, что беспошлинные зоны и зоны экспортной переработки в основном исчерпали свой потенциал и преимущества в связи с необходимостью выполнения Китаем обязательств переходного периода после вступления в ВТО.

В российской действительности китайский опыт зоностроительства , безусловно, мог бы дать позитивные результаты. Однако у нас нет даже закона об особых экономических зонах, несмотря на то, что Россия на подходе к вступлению в ВТО. А тем временем в Китае началась реорганизация зон, обусловленная не только требованиями членства в ВТО по отмене государственной поддержки экспорта (снижение ставки возмещаемого НДС за экспорт, других субсидий и дотаций; унификация тарифов, существенное уменьшение импортных пошлин), но и стремлением задействовать новые инструменты повышения эффективности экономики.

К ЗОНАМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ЛОГИСТИКИ

Китайские власти хорошо осознали, что льготы беспошлинных зон постепенно сходят на нет и компании, зарегистрированные в этих зонах, начнут покидать их. Правительство КНР пришло к однозначному выводу, что нельзя делать ставку только на перерабатывающую промышленность, нацеленную на экспорт.

В 2003 г. на Всекитайском форуме по управлению и развитию китайских беспошлинных зон было предложено трансформировать их в зоны свободной торговли (Free Trade Zones), где основным видом деятельности будет оказание логистических и финансовых услуг. Это будут экономические структуры, созданные на новой нормативно-правовой базе. Трансформация китайских беспошлинных зон в зоны свободной торговли будет проходить в три этапа:

1. Выбор экспериментальных участков;

2. Создание к 2006 г. нескольких экспериментальных зон;

3. Создание к 2015 г. двух-трех зон свободной торговли мирового уровня и значения.

Китайские экономисты рассматривают эти зоны прежде всего как зоны логистической деятельности. В китайском языке для обозначения такой деятельности используется термин управление материальными потоками .

Одним из вариантов трансформации беспошлинных зон была предложена модель совместной работы беспошлинной зоны и порта . Работа по этой модели означает, что на территории порта, с которой по соседству находится территория беспошлинной зоны, выделяется определенная территория, где планируется развивать такие логистические услуги, как складские, упаковочные, переупаковочные, маркировочные, накопительно-распределительные и др. В эту территорию не входят пристани (причальные места), но на нее распространяются льготы беспошлинной зоны.

В июле нынешнего года китайская газета Экономический вестник 21 века подвергла критике работу морского порта Янь-тянь (г. Шэньчжэнь на юге страны). Было отмечено, что ...беспошлинная зона Яньтянь (включая контейнерный терминал) за много лет работы не достигла каких-либо успехов в международной торговле и организации перевозок , так как ее ...основная деятельность сосредоточена на операциях с низкой добавленной стоимостью - работе на причалах (пристанях) и отгрузке контейнеров . Выход из создавшейся ситуации видится в освоении операций с высокой добавленной стоимостью - складское хранение, переработка грузов, включая консолидацию и комплектацию товаров для дальнейшей доставки.

Китайцы не были бы китайцами, если бы сначала не испытали на мышах . Поэтому еще в феврале прошлого года власти КНР приняли решение создать на территории Шанхайской беспошлинной зоны Вайгаоцяо первый экспериментальный участок по модели совместная работа зоны и порта . В апреле 2004 г. этот экспериментальный участок (первый беспошлинный логистический парк площадью 1 км2), был введен в эксплуатацию. По сравнению с прежней деятельностью портовой зоны, на экспериментальном участке создана система возмещения НДС при ввозе товаров с внутренних территорий; создан международный закупочный центр для привлечения транснациональных закупочных компаний. Здесь стала развиваться деятельность компаний по консолидации и комплектации грузов для дальнейшей доставки их покупателям. Также была либерализована политика валютного регулирования. Основная задача логистического парка Вайга-оцяо - использование льготной политики беспошлинной зоны Вайгаоцяо для развития инфраструктуры и услуг на портовой территории. Предполагается, что в дальнейшем этот парк объединится с контейнерным терминалом Вайгаоцяо, став одним из крупнейших логистических центров площадью 10 км2.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Правовая мысль в КНР, как и положено, всегда несколько опережает практический эксперимент, создавая юридическую базу для строительства зон. Сегодня основными (но не единственными) программными законодательными актами, регулирующими развитие логистической деятельности в Китае, являются следующие документы:

1. Уведомление Министерства коммерции КНР Об усилении научно-технической работы в сфере управления материальными потоками (20.01.1992 г.);

2. Положение об ускорении развития организации современного управления материальными потоками (01.03.2001 г.) - совместный документ Государственного комитета экономики и торговли, а также министерств железных дорог, транспорта, информатизации, внешней торговли и экономического сотрудничества, Главного управления гражданской авиации КНР.

В указанных документах даны программные направления развития логистической деятельности по оптимизации товародвижения. Эти направления, например, включают в себя рекомендации по стандартизации упаковки для сельскохозяйственной продукции, для продуктов питания высшего качества, которая обеспечивала бы сохранение их свежести. Особое внимание уделяется совершенствованию системы перевозок с использованием прогрессивной транспортной тары, поддонов и контейнеров. В документах определена необходимость создания современного автоматического противопожарного оборудования, холодильных и морозильных установок, систем нанесения на товары маркировки и ее считывания. Предусмотрена разработка тары и емкостей из новых материалов (бамбуковой целлюлозы, хлопка, пластмассы). Большое внимание уделено вопросам изучения и внедрения международного опыта; подготовке кадров; привлечению инвестиций в строительство инфраструктуры. Например, первым инвестором беспошлинного логистического парка Вайгаоцяо уже стала одна из голландских компаний.

Образование совместных логистических компаний осуществляется на основании Уведомления Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР о развитии экспериментальных пунктов по созданию логистических предприятий с иностранными инвестициями . Оно появилось летом 2002 г. На мой взгляд, знание основных положений этого документа может представлять интерес для российских транспортно-экспедиторских компаний при создании совместных российско-китайских логистических предприятий.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

МВТЭС КНР определило 12 принципиальных положений:

1. Логистическое предприятие с иностранными инвестициями может оказывать услуги по перевозке грузов, складскому хранению, погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, консолидации-комплектации, информационному сопровождению, а также услуги по оформлению внешнеторговых договоров по завозу и вывозу грузов.

2. Предприятие с иностранными инвестициями, создаваемое для оказания логистических услуг в статусе 3PL (Third-party logistics) может быть создано в форме китайско-иностранного совместного предприятия (предприятия с совместными капиталами), либо в форме китайско-иностранного кооперационного предприятия.

3. Хотя бы один из участников инвесторов совместного предприятия должен иметь успешный опыт работы в сфере международной торговли, международных грузовых перевозок или практику в качестве агента по этим перевозкам. Подобное требование касается участников-инвесторов совместного предприятия, которое будет специализироваться на услугах 3PL.

4. Создаваемое логистическое предприятие с иностранными инвестициями должно соответствовать следующим условиям:

а) уставный (зарегистрированный) капитал должен быть не менее 5 млн. долларов США;

б) доля иностранного участника предприятия, оказывающего услуги в области международной логистики, не должна превышать50 % (с учетом требований переходного периода, связанного со вступлением КНР в ВТО);

в) предприятие должно иметь определенное место осуществления хозяйственной деятельности;

г) предприятие должно обладать всем необходимым оборудованием и технологиями для выполнения заявленных хозяйственных функций.

5. На основании полученного разрешения предприятие может осуществлять все или некоторые из нижеперечисленных функций:

а) организация экспортно-импортных операций, их самостоятельное выполнение, а также работа в качестве агента с принятием поручения от предприятий экспортной обработки в рамках осуществления внешнеторговых перевозок грузов морским, воздушным, сухопутным транспортом;

б) выполнение 3PL услуг (перевозка грузов, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, консолидация комплектация, информационное сопровождение; агентские операции по внутренним грузовым перевозкам; управление логистическими операциями через информационно-вычислительные сетевые системы).

Совместное логистическое предприятие с иностранными инвестициями, намеревающееся заниматься организацией перевозок обычных грузов, а также создавать и использовать информационно-вычислительные сетевые системы по управлению перевозками, должно получить разрешение соответствующих компетентных органов КНР согласно действующему законодательству.

6. Логистическое предприятие с иностранными инвестициями должно представить в компетентные правительственные структуры КНР следующие документы:

а) заявление; б) технико-экономическое обоснование (бизнес-план); в) документы, подтверждающие или поясняющие статус каждого из участников; г) юридические документы, справки (в т.ч. банковские) на каждого из участников; д) договор, устав; е) список и автобиографии членов правления или совместного управленческого органа, а также главных управляющих лиц; ж) уведомление органов по административному управлению торговлей и промышленностью о разрешении на присвоение создаваемому предприятию выбранного наименования; з) документ, подтверждающий место осуществления предприятием хозяйственной деятельности.

7. Правительственные структуры (уровень провинции или города центрального подчинения) после получения от учредителей предприятия заявительных материалов, в течение 10 дней должны вы нести свое предварительное решение и направить его в орган Госсовета КНР, курирующий вопросы внешней торговли и экономики. Этот орган в течение 30 рабочих дней должен вынести письменное заключение, разрешающее или запрещающее создание предприятия. При положительном заключении выдается разрешение о создании предприятия с иностранными инвестициями. В течение 10 дней со дня выдачи указанного разрешения представитель совместного предприятия должен явиться в указанный орган Госсовета КНР для оформления и получения разрешения о создании агентского предприятия по осуществлению международных грузовых перевозок.

8. Расширение сферы деятельности (расширение видов оказываемых логистических услуг) предприятием с иностранными инвестициями допускается в соответствии с действующим порядком.

9. Срок деятельности создаваемого предприятия не должен превышать 20 лет, однако на основании разрешения ведомственных органов этот срок может быть продлен.

10. Предприятие с иностранными инвестициями в соответствии с правилами действующего законодательства может создавать филиалы на территории КНР, но сфера деятельности филиалов не можетбыть шире сферы деятельности основного предприятия.

11. В качестве экспериментальных участков для создания логистических предприятий с иностранными инвестициями устанавливаются четыре города центрального подчинения - Пекин, Тяньцзинь, Шанхай и Чунцин, а также провинции Чжэцзян, Цзянсу, Гуандун и особая экономическая зона Шэньчжэнь.

12. На инвесторов из Сянгана, Аомыня и Тайваня, при создании ими логистических предприятий на континенте, также распространяются положения настоящего документа.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Возвращаясь к вопросу трансформации беспошлинных зон в беспошлинные логистические зоны, отметим, что хотя количество экспериментальных участков для создания таких зон строго ограничено, но на начало 2004 года в Госсовет КНР уже поступили заявления от администраций беспошлинных зон Тяньцзиня, Нинбо (провинция Чжэцзян), Ся-мыня (провинция Фуцзянь), Шэньчжэня (провинция Гуандун), Циндао (провинция Шаньдун), Даляна (провинция Ляонин), Чжанцзягана (провинция Цзянсу) на внедрение модели совместной работы беспошлинной зоны и порта . Другие районы КНР также проявили интерес к созданию указанных зон. Правительства глубинных провинций Сычуань и Юньнань, а также Гуанси-Чжуан-ского автономного района разработали свои перспективные планы развития логистической отрасли и создания современных логистических центров в своих провинциях. В этих программах уделено особое внимание совершенствованию местного законодательства, разработке соответствующей нормативно-правовой базы, внедрению самых современных информационных технологий и систем автоматизированного управления транспортными потоками, стимулированию инноваций и инвестиций, а также преодолению ведомственной и региональной разобщенности в логистической деятельности.

На очередной 15-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, состоявшейся в 2004 г., было продолжено сотрудничество РФ и КНР по созданию российско-китайского приграничного торгового комплекса Пограничный - Суйфэньхэ . В рамках этого проекта между Шанхайской строительной компанией Шимао и российской ЗАО Информационно-аналитическое агентство Приморье подписано Соглашение о сотрудничестве (кооперации) в освоении проекта торговой зоны Суйфэньхэ - Пограничный . Обращает внимание, что китайская сторона рекламирует этот проект как создание китайско-российской свободной торговой зоны . По словам заместителя начальника Центра экономических исследований г. Суйфэньхэ господина Ли Цзиньбо ...это будет первая китайская свободная торговая зона . По словам китайского представителя ....все так называемые китайские свободные зоны , существующие в настоящее время, это -беспошлинные зоны и зоны экспортной переработки , ...а мы хотим создать совершенно новое по своей природе образование .

Можно понять энтузиазм китайского чиновника, окрыленного новыми возможностями экономической политики КНР. Но представителям российской стороны важно понять, что при нашей отсталости в зонострои-тельстве , даже под самой современной вывеской зоны свободной торговли мы не поднимемся в своих экономических действиях выше уровня народного рынка приграничной торговли прошлого века. А грамотные и продвинутые китайцы, создав зоны логистических услуг (в том числе и приграничные), ... получат возможность управлять и нашими материальными потоками.

Логистика