22.08.16

Логистический прорыв?

Транзитный потенциал Дагестана и выгодное географическое положение республики в самое ближайшее время могут стать мощным драйвером экономики и дать немалый социальный эффект для республики. Для подобных ожиданий, на взгляд «НД», имеются все предпосылки.

8 августа лидеры России, Азербайджана и Ирана провели встречу в Баку. В своем интервью азербайджанскому изданию Владимир Путин отметил, что в фокусе переговоров будет флагманский проект международного транспортного коридора «север-юг» общей протяжённостью 7200 км. На самой встрече стороны сообщили, что в ближайшие месяцы откроется железнодорожное сообщение по магистрали Астара — Решт — Казвин, грузооборот которой будет достигать более 7 млн тонн в год, и что коридор «север-юг» является транснациональным проектом стратегического значения. Помимо всего прочего эта дорога даст России кратчайший выход в зону Персидского залива и в Юго-Восточную Азию. Намечено также сопряжение данного транспортного маршрута с другими мировыми коммуникациями.

1 августа в беседе с министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым Владимир Путин в числе самых крупных реализуемых проектов определил и транспортную отрасль. Махачкалинский морской торговый порт был обозначен на встрече как ключевой инфраструктурный объект в регионе, так как это единственный незамерзающий порт на Каспийском море, принимающий корабли тоннажем 12 тысяч тонн. Однако столь очевидные возможности порта до последнего времени практически не использовались. Но времена, похоже, меняются в лучшую сторону. Правда, пока об этом можно судить только по косвенным признакам.

Резко обострившаяся борьба вокруг ММТП может быть связана с кардинально возросшей значимостью порта в свете последних событий в международной логистике. Увеличение объема торговли с Ираном лишь отчасти объясняет происходящее. Лев Кузнецов на упомянутой встрече отметил необходимость интеграции всех трех имеющихся российских портов на Каспии и выработки оптимальных логистических схем, имея в виду не только обслуживание транспортного коридора «север-юг», но и работу по направлению «запад-восток». Это дает новые логистические преимущества в конкуренции с альтернативными транспортными коридорами и, несомненно, является косвенным признаком вовлечения российского проекта в китайский проект «Новый шелковый путь» («НШП»).

Этот грандиозный логистический проект уже приближается к нашим границам. Казахстанский порт Актау, находящийся на противоположной стороне Каспия и уверенно заявляющий о своем лидерстве в каспийском регионе, включил в свою стратегию поддержание нового транспортного маршрута «НШП». К слову, наши каспийские порты существенно отстают в развитии от казахстанского Актау, уступая в грузообороте почти в два раза.

За последние годы Актау нарастил объемы перевалки в три раза и сегодня осуществляет треть всего объема перевозок на Каспии. Паромная переправа «Алят — Актау-порт» через Баку — Поти с выходом на Европу является частью «НШП» и проложена в обход РФ. Подобное положение, конечно же, неприемлемо для России. С учетом этого стране необходимо принимать срочные меры для того, чтобы не отстать от мировых тенденций в логистике. Отсутствие Назарбаева на саммите в Баку — достаточно красноречивая деталь, характеризирующая градус взаимоотношений и конкуренции между нашими странами.

Логика последних событий на международной арене и прагматизм, присущий китайцам, позволяют высказать предположение о скором изменении маршрутов «НШП» в пользу уже испытанного временем коридора «север-юг», активно использовавшегося в советское время. С той лишь разницей, что железнодорожное сообщение тогда осуществлялось через Нахичевань, теперь заблокированную в связи с карабахским конфликтом. Грузопотоки, в том числе контейнерные, были тогда весьма серьезными, несмотря на глобальную конфронтацию, имевшую место в мире.

Предстоящая 4—5 сентября встреча «Большой двадцатки» в Китае вполне может стать в этом плане определяющей. С учетом того, что китайцы уже заявили, что Путин является главным гостем форума, шансы России войти в проект «НШП» выглядят весьма реальными, а Путин всячески постарается военно-политические успехи на Ближнем Востоке конвертировать в экономические дивиденды. Время для этого самое подходящее. В противном случае Россия может оказаться на обочине мировых процессов в транспортно-коммуникационной сфере. Последствия от этого будут самые драматические.

Дагестан имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру, чтобы полноценно участвовать в реализации новых проектов. Главное — энергично включиться в работу, строя или модернизируя имеющиеся логистические объекты. Как это уже делают некоторые из российских регионов, через которые проходят маршруты «НШП», — Башкирия и Самарская область, к примеру. Такой подход к этой проблеме является единственно верным, поскольку возможное вовлечение республики в маршрут «НШП» неизбежно повлечет за собой бурный рост инвестиций в инфраструктуру региона. Интеграция же республики в международные транспортно-коммуникационные потоки может буквально преобразить ее.

Новое дело