10.12.07

Логистический центр в Прикамье должен быть построен к 2009 году

Правительство Пермского края завершило исследование по обоснованию инвестиций в строительство мультимодального логистического центра. Эксперты нашли и ряд серьезных причин, сдерживающих его создание.

Идея строительства логистического центра захватила региональные власти в начале этого года. Предполагается, что он должен объединить в себе все виды грузовых потоков на территории региона - авто, авиа, водные и железнодорожные перевозки. На разработку проектно-сметной документации краевое правительство потратило 5 миллионов рублей.

Накануне в министерство градостроительства поступил отчет, выполненный исследовательским центром из Екатеринбурга. В нем дана оценка объема логистических услуг и выявлены точки расположения транспортно-логистических центров. В отчете указано, что к 2016 году возрастут объемы всех видов перевозок. Самый большой рост придется на автомобильный транспорт. При этом авторы концепции уверяют, что выполненная работа позволит за счет привлечения инвестиций в развитие транспортно-логистической системы края снизить транспортные издержки на перевозку и хранение товаров с 20 до 7-10 процентов. Также должна повыситься конкурентоспособность продукции региональных производителей.

В проекте определены и территории, в которых будут расположены узлы системы. Главный мультимодальный транспортно-логистический центр (МТЛЦ), объединяющий авто, авиа, водные и железнодорожные перевозки, должен расположиться, естественно, в Перми. Эксперты объясняют это тем, что в краевом центре происходит концентрация большого объема региональных, межрегиональных и международных грузопотоков. МТЛЦ будет включать в себя контейнерный и складской терминалы, склад временного хранения и пункты оказания дополнительных услуг, в числе которых - таможенное оформление и страхование грузов. Остальные центры будут размещены в Березниках, Соликамске, Чусовом, Кунгуре, Чайковском и Верещагино. В перспективе после 2020 года возможно их создание также в Кудымкаре, Чернушке и Куеде.

Специалисты минграда, ознакомившись с проектом, нашли некоторые изъяны в концепции. Так, разработчику необходимо уточнить оценку объема грузов, подлежащих контейнеризации, с обобщением имеющегося опыта в других регионах по созданию корпорации логистического центра, привлечению инвесторов и разработке бизнес-плана. В течение этого месяца исследовательский центр должен устранить эти замечания.

После того, как проект концепции окончательно отшлифуют, в 2008 году будет создана корпорация "Пермский МТЛЦ". Тогда же начнется поиск земельного участка под строительство. На 2009 год запланирован ввод в эксплуатацию первых терминалов.

Интересно, что еще в конце апреля на "круглом столе" по вопросам логистики одна из компаний представила свою концепцию центра в регионе. В рамках их проекта планировалось создать большой информационный комплекс, координирующий потоки различных видов транспорта и выполняющий функции организации приемки, временного хранения, переработки, распределения и доставки до конечного получателя. В этот проект компания готова была инвестировать около 3 миллиардов рублей. Причем срок окупаемости такого центра площадью 100 тысяч квадратных метров должен составить не менее 7 лет.

Впрочем, на пути реализации всех этих планов есть очевидные препятствия. В числе самых главных эксперты указали на отсутствие согласованной транспортной политики в регионе. При этом существующая транспортная инфраструктура признана недостаточно развитой. Речь идет об ограниченной пропускной способности пермского железнодорожного узла, неудовлетворительном состоянии портового хозяйства и грузового терминала аэропорта "Большое Савино". Выбору земельного участка может помешать дефицит земли, обеспеченной соответствующей инфраструктурой. К тому же земельный рынок Перми охарактеризован как закрытый и непрозрачный.

В беседе с корреспондентом "РГ" министр градостроительства края Александр Кудрявцев признал все эти замечания справедливыми и отметил, что они могут стать препятствием для создания логистического центра. По словам чиновника, минград сейчас занимается поиском способа решения этих проблем. Однако какие-то конкретные механизмы министр назвать отказался.

Российская газета; 10.12.07