05.12.07

Логистическое будущее Пермского края

Пермский край исследовали в качестве площадки под строительство целой системы логистических центров. Согласно проекту превращения региона в логистически успешный пункт, семь складских терминалов будет построено в семи городах края, а в самой Перми расположится мультимодальный логистический торговый центр. Благодаря им произойдет снижение до семи-десяти процентов транспортных издержек на перевозку и хранение товаров. В результате эксперты прогнозируют в скором времени рост конкурентоспособности продукции местных производителей.

Напомним, идея создания в Пермском крае логистического центра принадлежит губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. Провести исследовательские работы по строительству центра краевые чиновники поручили екатеринбургскому ФГУП «Исследовательский центр "СПЕКТР". Как сообщает пресс-служба краевой администрации, готовый проект обошелся чиновникам в пять миллионов рублей.

Чтобы построить систему логистических точек в отдельных городах края, разработчикам проекта пришлось провести серьезную работу. Прежде всего, они проанализировали геостратегическое положение Пермского края, провели исследование уровня существующей в регионе транспортной инфраструктуры и выявили на его основе перспективы развития местных транспортных коридоров. В отчете о проделанной работе, который и был представлен 3 декабря на суд краевых чиновников, учтен также прогноз показателей работы грузообразующих отраслей, оптовой торговли и розничного товарооборота, рост объемов перевозок и грузооборот.

С учетом всех этих факторов екатеринбургские специалисты дают оценку объема логистических услуг в крае и экономически обосновывают расположение транспортно-логистических центров в городах края – их, считают разработчики, в идеале должно быть семь: помимо Перми, это Березники, Соликамск, Чусовой, Кунгур, Чайковский и Верещагино. В перспективе после 2020 года планируется создание подобных объектов в Кудымкаре, Чернушке и Куеде.

Центр транспортно-логистической системы, полагают в «СПЕКТРе», должен разместиться в столице края, поскольку именно здесь происходит концентрация основных объемов региональных, межрегиональных и международных грузопотоков. Это будет главный мультимодальный транспортно-логистический центр, объединяющий авто-, авиа-, водные и железнодорожные перевозки. Он должен включать в себя также контейнерный и складской терминалы, склад временного хранения и объекты для оказания дополнительных услуг, таких как таможенное оформление, страхование грузов и так далее.

Также определены предпосылки создания транспортно-логистической системы Пермского края, предложена технология реализации проекта, дана оценка эффективности инвестиционного предложения. Пермском крае завершено исследование по обоснованию инвестиций в строительство.

Чиновники краевого министерства градостроительства и развития инфраструктуры в ходе презентации проекта развития транспортно-логистической системы региона не обошлись без замечаний в адрес разработчика проекта МТЛЦ. Основная часть претензий касалась оценки объема грузов, подлежащих контейнеризации, обобщения имеющегося в других регионах России опыта по созданию корпорации логистического центра, и привлечения инвесторов, а также разработки конкретного бизнес-плана. Представители разработчика пообещали учесть и устранить замечания в течение декабря.

По оценкам краевых властей, выполненная работа позволит привлечь инвестиции в развитие транспортно-логистической системы Пермского края и за счет этого снизить транспортные издержки на перевозку и хранение товаров с 20% до семи-десяти процентов. Конкурентоспособность продукции региональных производителей в итоге должна вырасти.

Эксперты пермского рынка однозначно признают необходимость строительства в Пермском крае торгово-логистических центров, однако, отмечают ряд проблем, которые могут возникнуть при попытке обеспечить регион необходимыми объектами.

По словам генерального директора ИК «Ермак» Константина Подвального, развитие в Перми логистики является достаточно сложным в силу отсутствия здесь достаточного количества проходящих через город федеральных транспортных путей. «Екатеринбург стоит на пересечении многих транспортных путей, а это хорошая позиция с точки зрения логистики. Пермь же достаточно ограниченный в этом плане пункт – здесь нет особого транзита», – отмечает эксперт.

Заведующая лабораторией анализа и прогнозирования рынка недвижимости PTDN-Group Ольга Пермякова считает, что все зависит от класса планируемых логистических объектов. Как отмечает эксперт, пермский рынок едва ли готов к постройке складских объектов очень высокого уровня. У объектов класса А, если таковые появятся на территории края, получится слишком большой качественный разрыв с предложениями конкурентов. «Учитывая, что строительство качественного складского терминала требует больших затрат, к которым добавляется еще и прибыль владельцу склада, цена на выходе будет выше привычной в Перми и крае, – отмечает г-жа Пермякова. – И если возникнет необходимость перейти от существующих в Перми складов класса С и Е к классу А, то необходимо будет сначала ввести в оборот помещения класса В – тогда переход не будет таким резким».

«На данный момент в пермской логистике используются в качестве складских помещений бывшие производственные здания, которые, естественно, не соответствуют никаким международным стандартам – особенно это касается муниципалитетов края, – отмечает менеджер департамента коммерческой недвижимости агентства недвижимости «Респект» Дмитрий Наймарк. – Им нужны новые комфортные помещения, а Пермь – единый многофункциональный комплекс, который будет представлять собой совокупность разных складских помещений – стеллажных, со свободной планировкой, помещений быстрой заморозки и так далее».

Цена аренды квадратного метра в новых помещениях, отмечает эксперт, несомненно будет выше, чем в старых, но это закономерно и приемлемо для крупных компаний, которые в основном будут пользоваться складскими услугами. «Более мелкие операторы останутся в своих помещениях, которые со строительством новых никуда не денутся», – резюмировал г-н Наймарк.

Kvartira59.ru