17.04.08

Логистика постепенно выделяется в самостоятельный вид бизнеса.

Логистика постепенно выделяется в самостоятельный вид бизнеса. Если раньше компании под свои нужды сами строили высокотехнологичные склады, то сейчас начинает формироваться рынок их аренды. О своем видении будущего нижегородской логистики "Бирже" рассказал директор отдела складской и индустриальной недвижимости компании "Кушман Стайлз энд Рябокобылко" Егор ДОРОФЕЕВ.

В начале апреля он посетил строительство первого в области складского комплекса класса "А" "Волжский индустриальный парк" в Кстовском районе.

— Егор, как можно сопоставить спрос на склады в Нижнем Новгороде и предложение?

— Нижний Новгород является центром потребления промышленных и продовольственных товаров. Здесь не только присутствуют крупные ритейлеры, множество товаров привозится из других регионов, но и присутствует мощное производство, поэтому продукты также поставляются из Нижнего и области. Логистическая составляющая крайне важна, однако развита она пока недостаточно. По большей части в Нижнем Новгороде склады представлены устаревшими морально и физически помещениями, промышленными предприятиями.

— Что такое современный логистический центр?

— Современная логистика — это когда происходит динамичное движение товара, выходят на рынок крупнейшие ритейлеры, как “Ашан”, в день проходят путь от склада до покупателя тысячи товаров: продовольствие, автокомплектующие. Для такого оборота нужна поддержка в виде достаточного количества складов. Соответственно товаров будет больше, оборот будет быстрее.

— Кто будут “клиенты” логистических центров?

— Мы рассматриваем два основных сегмента: розничные сети и производственные предприятия Нижнего Новгорода и Поволжья. Причем даже меньше тех, кто связан с полками в магазинах, а больше — с машиностроением, автопромышленностью. Безусловно, смысл логистики в том, чтобы розничные сети получали возможность снижать свои затраты по доставке товара. Это отразится и на цене товара, и на его наличии.

— Так ведь многие говорят о надвигающемся переизбытке торговых центров? Зачем же еще больше товаров?

— Переизбытка торговой недвижимости нет и, думаю, достаточно долгое время еще не будет. Просто в какой-то конкретный отрезок времени было построено много торговых центров, город еще не успел осознать это, поменять свои привычки закупаться не на рынке, а в супермаркетах и магазинах. Но это все исправимо, современный ритейл будет доминировать над рынками, как и во всем мире, это вопрос времени.

— А насколько оправданно делать Нижний Новгород современным логистическим центром?

— Нижний Новгород является крупнейшим производителем, гигантским производственным центром в первую очередь с точки зрения автомобильной промышленности. К тому же политика федеральных властей, направленная на возрождение промышленности, которое сейчас реально происходит, этому способствует. Все производимые товары, машины, станки, изготавливаемые для них комплектующие должны где-то храниться. Мы видим огромный спрос со стороны этого сегмента. Второй важный фактор, почему Нижний Новгород должен стать крупнейшим логистическим центром — его месторасположение в центре Европы. Здесь есть два направления по федеральной трассе М7: из столицы до Нижнего и выходящая из Кстова трасса на Казань, идущая в сторону Урала. Вдоль федеральной трассы очень перспективно строить современные склады.

— Егор, вы говорите, что перспективным для строительства складов в первую очередь является кстовское направление. В этом же направлении заявлено строительство коттеджных поселков. А ведь такие поселки предполагают удаленность от цивилизации, соответственно соседство со складскими комплексами может помешать развитию коттеджного строительства в городе и области?

— Вряд ли. Коттеджные поселки тоже будут строить. Ведь если вы хотите построить себе коттедж, вы же не будете строить его с видом на федеральные трассы? А склады, наоборот, стараются строить с выходом на трассу. Поэтому никакой “войны” проектов не будет, экологически современные склады тоже никак на атмосферу поселка не повлияют.

— Кстати, а что значит качественный современный склад? И чем он так отличается от “устаревших морально”?

— Арендовать склад класса “А” намного выгоднее, чем помещение в бывшем промпредприятии. Нельзя сравнивать стоимость квадратного метра в том и другом случае. Сравнивать нужно стоимость эффекта: какие затраты мы несем, во сколько нам обходится хранение продукции. Хранение в логистическом комплексе класса “А” с этой точки зрения намного эффективнее для арендаторов, ведь высота потолков и нагрузка на пол таковы, что на квадратном метре можно хранить намного больше продукции, чем в обычных складах. Нагрузка на пол рассчитывается затем, чтобы в здании не происходило никаких конструктивных изменений, опасных для людей, находящихся в здании, повреждений, создающих неудобство для погрузчиков. Стандартная нагрузка на пол для класса “А” — 6 тонн, высота потолков — 12 метров.

— Назовите параметры, необходимые для того, чтобы склад получил класс “А”?

— Всего существует тридцать параметров. Среди них, в первую очередь, современные коммуникации, построение здания с учетом всех мер безопасности. Важную роль играет количество ворот: норма — одни ворота на 1 тысячу метров, чтобы через складскую площадь пропускалось много машин одновременно для увеличения производительности. В современном логистическом центре должно быть эффективно организовано рабочее пространство: в первую очередь, здание должно быть правильно спроектировано, предусмотрены зоны для хранения мелких товаров (примерно 6 км), присутствовать зона высотного хранения для крупных партий долгосрочных товаров, зона погрузки-разгрузки для партий товаров, направляемых ежедневно в магазины, и так далее. Зданием должна управлять опытная управляющая компания.

— Расскажите об инфраструктуре современного логистического комплекса.

— Инфраструктура очень важна: автодороги, железнодорожные станции. Поэтому самое главное для складского комплекса — месторасположение возле федеральной трассы на расстоянии 10—15 км от федерального центра. Это расстояние, достаточно близкое к местам потребления хранимой продукции или заводам. Ближе строить нежелательно, потому что мегаполисы расширяются и через несколько лет комплекс может оказаться в пределах города, а это будет затруднять транспортные потоки. Как минимум 50% площадей должны быть отведены для стоянок транспорта, который приходит к складам, чтобы он не стоял на трассе, было достаточно места для маневрирования. В центре России приоритетными являются автомобильные перевозки; для Сибири, к примеру, необходимым условием может стать непосредственная близость железнодорожной станции.

— Какое же место в России занимает Нижний Новгород с точки зрения логистики?

— Город мощно развит с точки зрения транспорта, есть достаточно интересные примеры логистического бизнеса, тот же “Сормовский Логопром”, но в целом Нижнему Новгороду еще развиваться и развиваться. Сегодня наступает переломный момент, когда логистика выделяется в отдельный бизнес и предприятиям не нужно будет отвлекать средства от своего прямого производства и направлять их на строительство складов. Скоро появится мощный проект “Волжский индустриальный парк”, за ним последуют и другие. Спрос есть большой. Соседняя Казань, к слову, опережает Нижний Новгород: там уже существуют четыре логистических комплекса, аналогичных строящемуся “ВИП”. А первые такие комплексы, кстати, появились в Самаре, сегодня там их уже достаточно много и спрос почти удовлетворен.

Агентство бизнес мониторинга; 16.04.08