28.03.08

Логистика в деталях: оптимальный баланс объема и качества

Еще несколько лет назад понятие «логистика» было абсолютно новым для бизнеса вообще и для строительства в частности. Сейчас необходимость логистики очевидна. Она участвует практически в каждом этапе строительства - начиная от подготовки инвестиционных проектов, заканчивая управлением рисками, оптимизацией строительных работ, поставок, расчетов, и так далее.

Сегодня о роли логистики в строительстве мы поговорим с начальником логистического центра ООО «ЖСК «Востсибстрой» Анной Замятиной.

- Логистика – понятие относительно новое. Знаете ли вы другие строительные компании, которые выделили логистику в отдельный центр (отдел)?

- Вы правы, логистика начала развиваться в 60-70 гг. прошлого века, но повышение ее роли пришлось на 90-е года. Это было связано с развитием коммерческих отношений, глобализацией рынков, увеличением конкуренции, что привело к поиску путей оптимального обслуживания потребителей и повышению внимания к затратам компаний путем их оптимизации. Современному бизнесу - для того, чтобы быть более успешным - просто необходим новый взгляд на многие процессы, чтобы оптимизировать затраты, расширить сферу услуг. В связи с этим во многих компаниях создаются отделы, службы, департаменты логистики.

В строительстве затраты на логистику составляют значительную часть издержек, при этом эффективная организация логистики положительно сказывается на качестве и сроках возведения жилья. Логистика становится все более актуальной в свете национального проекта «Доступное и комфортное жилье» и связанного с ним увеличения объемов возведения жилья. Сдерживающим фактором для реализации проекта и увеличения объемов остается дефицит строительных материалов и отставание темпов развития стройиндустрии. Именно поэтому многие строительные компании задумываются о применении принципов и методов логистики.

В ООО «ЖСК «ВостСибСтрой» было принято решение о создании логистического центра в конце 2005 года. Наш центр стал одним из первых, образованных в структуре строительной компании, он успешно функционирует уже третий строительный сезон. Затем в отдельное направление выделили логистику и другие застройщики, например, ОАО «ИркутскГипродорНии», «ГК «Современный бетон».

- Что изменилось в работе компании с образованием логистического центра?

- За эти годы мы уже многого добились, поставлены и налажены основные процессы, отстроена работа по обеспечению строительных площадок основными материалами (группы А).

- Что актуальнее в стройиндустрии - транспортная, закупочная логистика или распределительная?

- Логистика – это не совокупность подразделений закупки, транспорта, склада и т.п., это подход к организации бизнеса путем интеграции различных функциональных областей с точки зрения минимизации общих затрат. Поэтому говорить, что наиболее актуальна какая-то определенная сфера логистики, на мой взгляд, не совсем точно. Все в совокупности.

Сейчас активно используется закупочная логистика, также логистика необходима при увеличении объема транспортных потоков. На первый взгляд роль распределительной логистики не так очевидна. Но именно организация эффективного распределения со складов компаний и снабжение строительных площадок по принципу «точно в срок» позволяет повышать интенсивность строительных работ и вести застройку максимальными темпами на всех стройплощадках одновременно. А также внедрить методы проектного управления.

- Сейчас много говорится о том, что стройматериалы значительно подорожали. Насколько логистика способна снизить затраты на сырье и стройматериалы?

- Логистика управляет совокупными затратами, поэтому нельзя говорить и ставить себе целью снижения затрат по стоимости стройматериалов. Можно купить дешевые материалы, но плохого качества, в нетранспортабельной упаковке. Или получить большие скидки на объеме, но потом понести большие (по сравнению с полученной экономией) затраты на складирование и хранение.

Эффективность логистики принято оценивать комплексно, например, по модели стратегической прибыли и влиянию на рентабельность бизнеса. Логистика способна влиять на бизнес не только через оптимизацию затрат, но и через эффективное управление активами - наличием и работой инфраструктуры.

По результатам работы Логистического центра ООО «ЖСК «ВостСибСтрой» в 2007 году эффект от применения логистики составил ориентировочно 7% прибыли. Это сопоставимо для компании с 10% увеличения стоимости 1 кв. метра жилья. И этот эффект достигнут не столько за счет снижения стоимости материалов, сколько за счет оптимизации уровня накладных расходов на перевозку, хранение материалов, погрузо-разгрузочные и прочие логистические затраты. В связи с этим мы не повысили цены на наши квартиры на эти 10%.

- В каком направлении сейчас развивается ваш центр? Не появится ли необходимость в новых сотрудниках (новых отделах) при планировании строительства целыми жилыми массивами?

- Мы развиваемся, ставим перед собой большие задачи, чтобы поддержать стратегию жилищно-строительной компании «ВостСибСтрой», в том числе, и по реализации таких проектов как «Спутник». В этом году перед нами стоят задачи по автоматизации логистических процессов, дальнейшей централизации управления снабжением, расширении географии закупок, в том числе, по развитию внешнеэкономической деятельности.

Хочется отметить, что основной костяк нашего коллектива уже сформирован. При увеличения объемов строительства с февраля 2008 года в логистическом центре произошло выделение двух отделов: отдела поставок и транспортного обеспечения, и отдела складского хозяйства и ВЭД. Приняты и проходят обучение новые сотрудники.

Мы делаем ставку на динамичных, инициативных сотрудников и готовы растить профессионалов. Для этого в компании работают обучающие программы, эффективно используется механизм наставничества, когда молодых специалистов готовят для работы в компании опытные специалисты. Считаю, что в настоящее время нам удалось сформировать единую профессиональную команду, с которой можно решать поставленные задачи.

Телеинформ; 27.03.08