27.06.17

Логисты осваивают «новый шелковый путь»

Трансевразийские перевозки развиваются благодаря интеграции на постсоветском пространстве и на фоне китайских внешнеэкономических инициатив. Международный логистический холдинг AsstrA и компания «Объединенная транспортно-логистическая компания» заключили соглашение о сотрудничестве в области железнодорожных перевозок по маршруту Китай–Европа. Логисты расценивают сухопутное направление из Китая в Россию как очень перспективное.

Соглашение между международной компанией AsstrA-Associated Traffic AG (штаб-квартира находится в Цюрихе) и АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (АО «ОТЛК», учредителями которой являются российские, белорусские и казахские железнодорожные компании) было подписано в Мюнхене сроком на 5 лет. Стороны договорились сотрудничать в развитии транзитного железнодорожного сервиса между Китаем и Европой через Казахстан, Россию и Республику Беларусь. Холдинг AsstrA отвечает за привлечение клиентов, интересующихся данным направлением, ОТЛК берет на себя ответственность за транспортировку железнодорожным транспортом.

Подписавшие соглашение компании указывают, что объемы железнодорожных перевозок из Китая в Европу через Россию последние два года динамично растут. «С начала года отправки контейнеров из Китая в Европу составили 23% от всех железнодорожных перевозок холдинга AsstrA. К маю 2018 года планируется увеличить отправки по этому маршруту на 20%», — указывают представители AsstrA-Associated Traffic AG.

«Мы ведем активную работу по продвижению сервисов между Китаем и Европой, — заявляет в свою очередь Ержан Жакишев, первый вице-президент АО «ОТЛК». — В 2016 году нам удалось достичь лучшего объемного показателя за весь период развития транзитных контейнерных перевозок по сети железных дорог в евроазиатском сообщении: компания перевезла по территории Казахстана, России и Белоруссии свыше 100 тысяч TEU (20-футовых контейнеров). В 2017 году мы планируем увеличить объем транзитных перевозок ещё на 40% по отношению к показателю 2016 года».

Идея так называемого «нового шелкового пути» или «евразийского сухопутного моста», активно развивается последние годы. Напомним, что концепция сухопутного транспортного маршрута из Китая в страны Европы была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. А в мае 2015 г. на этот счет было подписано совместное заявление президента РФ и председателя КНР. Чуть позже, в июне позапрошлого года был открыт самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин — Гамбург из Китая в Германию через территорию России.

Ключевое преимущество железнодорожного сообщения между Китаем и Европой — это сроки доставки: если морем грузы из Поднебесной в Старый свет добираются порядка 40 дней, то по железной дороге товары могут доставляться за 14-15 дней. «Железнодорожная доставка гораздо быстрее классического морского фрахта. При этом, стоимость дешевле чем авиаперевозка, стоимости доставки авиа и ж/д может отличаться в несколько раз, указывает Алексей Мисаилов, представитель логистической компании FM Logistic. — Железная дорога становится более популярна у производителей электроники и бытовой техники, производителей фармацевтической продукции, а также для перевозок товаров, требующих доставку под температурным режимом».

Развивать сухопутное сообщение из Европы в Китай через Россию во многом позволяют межправительственные соглашения. «Идея проекта «нового шелкового пути», выдвинутая китайским руководством к 2017 году переросла в полноценный проект. На сегодняшний день около 40 государств подписали с Китаем двусторонние соглашения о сотрудничестве, в том числе и Россия», — говорит Екатерина Соловей, специалист по продажам на фокусный рынок Китая холдинга AsstrA. По её словам, сейчас актуальными становятся так называемые УКП (ускоренные китайские поезда) которые все активнее начинают передвигаться по маршруту Китай – Европа через территорию России. «Этот самый молодой вид доставки по данному направлению, ему около 4 лет. Но уже сейчас доставки такими поездами развиваются невероятно быстро, а причина заключается в его преимуществе в соотношении времени и стоимости. Наиболее перспективны для перевозки УКП — оборудование, дорогостоящая электроника и продукты питания с малым сроком годности», — объясняет Екатерина Соловей.

Впрочем, у развития железнодорожных перевозок из Китая есть и свое сложности. По словам Романа Ипатова, директора по интермодальным операциям логистической компании «Даксер», к основным недостаткам и к специфике этого маршрута относится нехватка подвижного состава, контейнерного оборудования, ожидание перегрузки груженных контейнеров на границе с Китаем и Россией, ограниченный круг операторов, которые предлагают данный сервис на рынке. «Но в перспективе Россия сможет в полной мере реализовать свой транзитный потенциал и станет надежным мостом, который обеспечит стабильный международный транспортный коридор между Азией и Европой», — считает Роман Ипатов.

Наряду с железнодорожным транспортом перспективным видом транспортного сообщения с Китаем может стать также автомобильный транспорт, особенно если принять во внимание тот факт, что еще в 2008 г. началось строительство трансконтинентальной автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай», которая будет проходить от Китая по территории Казахстана, России и далее в европейские страны.

«Возможность использования различных видов транспорта повышает качество услуг, предоставляемых клиенту: он может подобрать более удобный вид перевозки по денежным и временным затратам. Стоимость автодоставки часто небольшая, при этом автомобильный транспорт в отличие от железнодорожного более гибкий с точки зрения доставки до конечного потребителя», — говорит Александр Мазилин, руководитель специальных проектов DPD в России и SPSR Express.

Впрочем, морские перевозки между Европой и Китаем еще долго будут оставаться одним из ключевых видов логистического сообщения. «Учитывая большое расстояние, сухопутные перевозки (то есть железнодорожные перевозки и перевозки полными машинами) между Китаем и Европой через Россию не являются полноценной альтернативой морским грузоперевозкам, — считает Дмитрий Масальцев, руководитель отдела продаж Itella в России. — При таком километраже удельные затраты на перевозку полными машинами остаются достаточно высокими. Что касается железнодорожных перевозок, то в целом, интерес клиентов к срочным железнодорожным перевозкам сегодня является трендом рынка. Одним из ключевых моментов здесь является объем поставки. Для получения ощутимой экономии объем партии груза должен быть не менее объема 40-футового контейнера, чтобы стоимость доставки за удельный кубометр или тонну была привлекательной».

Expert.ru