10.10.24

Логисты оценили идею обязательного реестра грузоперевозчиков в России

Госдума в конце лета в первом чтении одобрила законопроект о порядке доступа к грузоперевозкам. Согласно поправкам, планируется создать новый реестр грузовых автотранспортных перевозчиков, а также установить новые требования для допуска перевозчиков на рынок грузовых автомобильных перевозок внутри страны.

Как сказано в пояснительной записке, на сегодняшний день больше половины перевозчиков работают по серым схемам. А около 80% владельцев авто не уведомляли контролирующее органы о своей деятельности.

Как пояснили в ГК «Монополия», если проект примут, то собственники грузовиков массой от 3,5 тонны должны будут подать заявление на включение в реестр, иначе перевозить грузы им будет запрещено. Исключение — международная логистика или перевозки для собственных нужд.

Сам реестр предполагается сделать общедоступным, а вести его — на базе цифровой платформы «ГосЛог». Перевозчику для регистрации нужно будет предоставить обязательные данные (наименование компании или ИП, ИНН, адрес местонахождения, контактные данные, ОСАГО, сведения об автомобиле и другие) и указать по желанию дополнительные сведения (какие грузы перевозит, преимущественные маршруты перевозок, на какую сумму застрахована перевозка, сайт перевозчика).

По данным ГИБДД Новосибирской области за последние три года порядка 6 тыс. грузовых транспортных средств было зарегистрировано физлицами. Выходит, что от 35 до 40% парка грузовых ТС находится в руках частников, десятки тысяч новосибирцев имеют в собственности грузовики и используют их.

«Сейчас вся отрасль идет в сторону цифровизации и обеления рынка логистики. С одной стороны, реестр действительно может содействовать этому. С другой — важно, чтобы требования закона не создавали дополнительной административной и финансовой нагрузки для перевозчика», — считает руководитель юридического сервиса на платформе Монополия Онлайн. Виктория Цапина.

По словам Цапиной, часть водителей настороженно относятся к инициативе. Грузоперевозчики опасаются, что реестр может стать дополнительной административной нагрузкой на бизнес и дополнительным регулированием отрасли государством.

По словам президента «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергея Максимова, реестр позволит обелить рынок — вывести перевозчиков из серой зоны. «Есть сложившаяся мировая практика, что компания, работающая в этой сфере, должна быть членом профильной ассоциации или союза. Мы, например, со своей стороны отлеживаем участников нашего союза — насколько добропорядочна компания, есть ли к ней претензии, фигурировала ли она в спорных ситуациях. Это также может стать эффективной мерой в целом в работе с перевозчиками, так как любой член союза несет ответственность за весь союз», — говорит Максимов.

РБК