24.08.06

Лучше день потерять, чем груз и деньги

Автомобильный затор, возникший в начале августа на российско-латвийской границе, в очередной раз напомнил, как много теряет Беларусь на ограничении транзита через свою территорию.

На прошлой неделе ситуация обострилась до такой степени, что потребовала вмешательства высоких чиновников обеих стран. Как передает Интерфакс , в минувший четверг латвийский премьер Айгар Калвитис провел встречу с начальником Госпогранохраны Латвии Даболиньшем и российским послом Виктором Калюжным, после которой они заявили журналистам, что не видят возможностей для существенного сокращения очередей грузовиков на латвийско-российской границе. Калюжный также отметил, что возникшая ситуация неожиданна и неповседневна . Совместными усилиями пропускную способность КПП удалось увеличить вдвое, однако полностью решить проблему очередей на этом участке невозможно. Часть потока фур из Евросоюза в Россию могла бы принять Беларусь, разгрузив КПП соседей и пополнив собственный бюджет. Но действующие правила заставляют автоперевозчиков все чаще объезжать республику стороной. Другие возможности, например использование пограничных пунктов на латвийско-белорусской границе, менее выгодны для автоводителей , - сказал Калвитис.

По мнению специалистов Минтранса РБ, виновата Россия, которая оказалась технически не готова к принятию увеличившегося потока автомашин, рванувших к злосчастному КПП с других пунктов: в Эстонии ремонтируют магистрали, в Риге сбежали заключенные, железнодорожные перевозки подорожали и грузы переориентировали на автотранспорт. Казалось бы, удачный шанс продемонстрировать транзитные возможности Беларуси и надолго привязать автомобильный грузопоток к своим дорогам. Однако зарубежные логистики уже давно научились учитывать риски белорусского транзита, которых оказывается намного больше преимуществ.

Минтранс, кровно заинтересованный в приросте транзитных перевозок, приводит несколько факторов, отпугивающих зарубежные фуры с белорусских дорог. К примеру, иностранные перевозчики, въезжающие в Беларусь по разрешениям Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), вынуждены уплачивать сбор за проезд по территории страны в размере до $150. Отметим, что Беларусь является единственной страной-участницей ЕКМТ, применяющей такой сбор. Разумеется, соседи не остались безучастными к белорусской инициативе - Польша ввела для белорусских перевозчиков выравнивающий сбор $74 за каждый въезд на свою территорию.

В целом Беларусь сознательно идет на ограничение транзита, выдавая разрешения на проезд иностранных транспортных средств исходя из паритетного принципа. Между тем специалисты Минтранса отмечают, что специфика организации международных автомобильных перевозок, особенности сложившихся грузо- и пассажиропотоков и ряда других факторов требуют дополнительных разрешений для белорусских перевозчиков и, соответственно, выделения для иностранных перевозчиков ряда государств. Так, по данным ведомства, за январь-июль 2006 г. из-за отсутствия достаточного количества белорусских разрешений польские перевозчики приобрели на границе 4090 разрешений, уплатив $150 за приобретение каждого разрешения, около $120 за проезд по автомобильным дорогам общего пользования и $100 за проезд по платной дороге М1/Е30 (за аналогичный период прошлого года - приобретено 126 разрешений). После калькуляции любой бизнесмен сделает из этого простой вывод, реализацию которого отметили в транспортники в своем заявлении: Гораздо большее количество польских перевозчиков во избежание уплаты указанных платежей спланировали свои маршруты движения в объезд Беларуси .

Для урегулирования данной проблемы в ходе заседания смешанной белорусско-польской комиссии по автомобильному сообщению в июле 2006г. польская сторона предложила увеличить квоту разрешений на 17 тыс. шт. Но такие вопросы, как известно, с кондачка не решаются . Поэтому в соответствии с национальным законодательством Минтранс подготовил проект постановления по выделению дополнительного количества разрешений для перевозчиков Польши и ряда других государств и 2 августа направил на согласование в Минфин, Минэкономики и МИД.

СПИРТ УЛЕТУЧИЛСЯ

Однако есть еще одно ведомство, деятельность которого напрямую влияет на показатели транзита через РБ. Это МВД, подразделение которого производит конвоирование грузоперевозок алкогольной продукции. В соответствии с декретом N11 от 9 сентября 2005г. под обязательное сопровождение подпадают 262 наименования товаров.

Как отмечают специалисты Минтранса, алкоголь является одним из основных видов транзитных грузов, следующих через Беларусь. А конвоирование одной большегрузной фуры обходится примерно в $450. Понятно, что владельцы грузов не желают увеличивать свои расходы и отправляют водителей в объезд, в том числе и через Латвию.

По мнению начальника отдела дорожно-транспортной политики Минтранса Сергея Кучинского, усиление транспортного контроля привело к снижению автомобильного транзита через территорию республики и переориентации транспортных потоков на российско-латвийское направление. Ежегодно наблюдается рост объемов транзита на 8-10%, но в соседней России этот показатель составляет 30%. Следовательно, мы можем говорить об отвлечении части грузов на это направление , - сказал он в интервью Интерфаксу .

Заинтересованные в транзите ведомства направили в МНС предложение сократить список товаров, требующих обязательного сопровождения, а также сократить объемы перевозок спиртосодержащей продукции, подпадающей под конвоирование.

СПРАВКА БелГазеты . По данным ГТК РБ, в 2005г. транзитом через Беларусь совершено 455,1 тыс. поездок иностранными и белорусскими перевозчиками - на 8,3% больше по сравнению с 2004г. Динамика изменения количества транзитных перевозок подтверждается информацией польской стороны, согласно которой рост перевозок в 2005г. в сравнении с 2004г. на территорию Беларуси с территории Польши составил 10,8%. За семь месяцев 2006г. рост поездок иностранных перевозчиков по территории Беларуси составил к аналогичному периоду 2005г. 120,5%, в том числе транзитом - 120%.

БелГазета; 23.08.06