15.11.05

Любишь кататься - люби и пошлины платить

Вопрос об определении таможенной стоимости ввозимых подержанных автомобилей по-прежнему актуален

В начале октября 2005 г. ДВТУ ввело в действие "мини-каталог" автомобилей японского производства, в котором нашли свое отражение новые рыночные стоимости. С учетом того, что эти стоимости не соответствовали реально существующим и влекли за собой необоснованное увеличение таможенных платежей, население заявило активный протест, после которого введение "мини- каталогов" было приостановлено.

В настоящее время рабочая группа ДВТУ вырабатывает алгоритм по определению таможенной стоимости в отношении автомобилей всех марок, производимых в Японии. По словам начальника ДВТУ Эрнеста БАХШЕЦЯНА, вступление в силу этого документа может состояться 1 января 2006 г.

Представители автобизнеса пытаются защитить свои права и законные интересы, держать ситуацию под контролем. Так, 5 ноября 2005 г. было создано общественное движение "Общество защиты автопродавцов Приморского края". Одной из целей движения является формирование общественного мнения в Российской Федерации, доведение этого мнения до широкой общественности, органов государственной власти и местного самоуправления.

Непосредственной задачей движения является разработка каталога с оценочными стоимостями, соответствующими действительности.

Как стало известно, рабочая группа ДВТУ производит работу по определению оценочной стоимости подержанных автомобилей японского производства на основании методики определения рыночной стоимости, разработанной еще в 1997 г. Государственным таможенным комитетом.

Основой данного метода является вычет процента амортизационного износа автомобилей от его заводской цены. Эта методика по своей сути верна, но неприменима к условиям японского рынка со сложившимися обычаями и своей инфраструктурой. Вызывает сомнение то обстоятельство, что для определения заводской цены рабочая группа использует сомнительные источники информации - рекламные издания Японии. Полученные подобным образом сведения об оценочной стоимости ведут к необоснованному повышению таможенных платежей на сумму от $500 до $2000. Приведем пример. Если рассчитать сумму таможенных платежей по варианту, разработанному ДВТУ, на примере наиболее популярной марки автомобиля "Тойота Корона Премио" 2000 г. выпуска, то получится следующее: заводская цена автомобиля составляет в среднем $18900, при понижающем коэффициенте (амортизационный износ) 42% оценочная стоимость автомобиля составляет $7938. Общая сумма таможенных платежей составит приблизительно $4050. Если же применить вариант с использованием фактической средней стоимости данного автомобиля в Японии, отраженной в аукционных сводках, то сумма таможенных платежей составит $2300. Как видно из приведенного примера, разница составит $1750.

Приведем еще один пример: "Мазда Капелла" 2000 г. выпуска. Заводская цена - $17252, при понижающем коэффициенте 42% оценочная стоимость составит $7246, общая сумма таможенных платежей - $3700. При использовании фактической средней аукционной продажной стоимости - $3000, таможенный платеж будет равен $2250. Разница составит $1500.

Таможенники обещают, что таможенные платежи не будут существенно увеличены, остается полагать, что суммы разницы, указанные в приведенных примерах, являются незначительными для руководства ДВТУ.

Неправдоподобность оценочной стоимости, определяемой по методу, используемому таможней, подтверждается следующим: если предположить, что стоимость "Тойота Корона Премио" 2000 г. выпуска равна $7938, к ней необходимо прибавить стоимость расходов по доставке до Владивостока, в целом $600 долларов, плюс таможенная пошлина $2400 долларов, плюс сопутствующие расходы по оформлению - $600, то себестоимость данного авто составит $11538. Следовательно, с учетом прибыли, получаемой продавцом, продажная цена на рынках Приморья составит примерно $12300. Что явно противоречит реальности, поскольку средняя цена указанного автомобиля составляет $7500-8000.

Из изложенного вытекает, что понижающий коэффициент не может быть использован в методике расчета по причине большой погрешности и неприменимости в условиях гибкого японского авторынка. Япония, являясь страной высоких технологий, каждый год производит массу новых моделей автомобилей. Японцы готовы продавать устаревшие модели автомашин по более низкой цене, чем определенной таможенниками с учетом амортизационного износа.

Представители общественного движения предложили таможенникам использовать их собственные статистические данные (ценовую информацию, полученную от крупнейших японских компаний, которая представлена в официальных интернет-изданиях) и методы вычисления стоимости автомобилей на рынках Японии. Эти сведения отражают реальную стоимость, которая в 2-3 раза меньше, чем предлагаемая руководством ДВТУ.

9 ноября руководство таможни должно было озвучить решение относительно полученных данных и методов оценки ввозимых машин. До настоящего времени никакого ответа не получено. Возникает ощущение, что руководство ДВТУ намеренно вводит в заблуждение население о положении дел. Так, необходимость в разработке новых каталогов начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян объясняет тем, что ежегодно казна теряет около $180 млн от занижения стоимости иномарок. Это заявление не имеет под собой реальной основы по той причине, что при определении таможенной стоимости товаров (в рамках резервного 6-го метода) используются не представленные для таможенного оформления документы, а оценочная стоимость, утвержденная начальником ДВТУ. Таким образом, становится ясно, что от занижения стоимости ввозимых иномарок государство ущерба в виде недоплаченных таможенных платежей не получает.

Утверждение начальника ДВТУ о том, что представители автобизнеса Приморского края - крупнейшие поставщики автомобилей б/у из Японии - согласились с доводами таможни в той части, что реально происходит обман государства - вообще не соответствует действительности.

Приводится таможенниками довод о том, что стоимость автомашин на рынках Приморского края зависит только от воли продавцов. На самом деле, повышение цен будет объясняться только тем, что увеличится сумма таможенной пошлины.

На брифинге по вопросам ввоза подержанных автомобилей и определения их таможенной стоимости вопрос журналиста о том, каковы имена участников внешнеэкономической деятельности, ввозящих товар по заниженной стоимости, остался без ответа.

Представляется лукавством и распространяемое в СМИ утверждение о том, что у трейдеров никто не отнимал право заявлять автомобиль по первому методу определения таможенной стоимости то есть - по цене приобретения в Японии, представив предусмотренную законодательством документацию. Каталоги применяются лишь тогда, когда таможенная служба не согласна со стоимостью товара, заявленной участником ВЭД.

Практика показывает, что если заявленная декларантом стоимость не совпадает с каталожной, у таможни возникают сомнения в достоверности представленных документов. Как следствие - корректировка таможенной стоимости товара в соответствии с каталожной стоимостью и увеличение таможенных платежей.

Безусловно, никто не лишает собственника авто права на судебное обжалование решения таможни. В этом случае на плечи счастливого обладателя автомашины ложится бремя судебных расходов и месяцы ожидания судебного решения.

Так, судебное разбирательство продлится около четырех месяцев. В случае вынесения решения в пользу собственника таможенный орган будет его обжаловать в апелляционную и кассационную инстанции. То есть решение вопроса затянется еще на срок от 6 месяцев до одного года. Как известно, время - деньги... Кто знает, может быть, особо предприимчивым автодилерам придет в голову мысль о взыскании суммы судебных расходов с таможенных органов.

Представители общественного движения продолжают борьбу за соответствие разрабатываемого таможней документа закону. Для этих целей привлекаются лучшие специалисты-консультанты в области таможенного права. Направляются открытые письма в адрес губернатора и прокурора Приморского края, прокурора, начальника ДВТУ. Планируется направить обращение в адрес руководства Федеральной таможенной службы.

Учитывая, что дальневосточный автобизнес приносит в казну ощутимые отчисления и в экономике региона занимает не последнее место, надеемся на то, что ДВТУ учтет возражения и примет методы, предложенные общественным движением, как основу для создания каталога.

Анна Березовская
Об авторе. Анна БЕРЕЗОВСКАЯ, представитель Общественного движения "Общество защиты автопродавцов Приморья".

Золотой Рог 15.11.05