24.04.08

Магистраль расширила зону таможенного контроля на границе с Казахстаном

Расширение контрольной зоны, увеличение штата таможенников и железнодорожников коснулось станций Аксарайская-1 и Аксарайская-2, через которые проходит по ПривЖД свыше 70% товарообмена между Россией и Казахстаном.

Расширить зону таможенного контроля на российско-казахстанской границе потребовал увеличившийся с начала года на 30% грузопоток между двумя странами.

По прогнозам специалистов АО НК «Казахстанские железные дороги» (КТЖ), грузопоток, проходящий через станцию Аксарайская-2, в ближайшем будущем будет только расти. Так, число поездов, ежедневно сюда прибывающих, в мае увеличится с 15 пар до 22. При этом уже сейчас таможенники, которые нередко вынуждены проводить контроль двух поездов одновременно, не успевают вовремя закончить все процедуры, что приводит к отставаниям поездов от графика. В результате на межгосударственном переходе Аксарайская-2 поезда простаивают сверх нормы по четыре-пять часов, занимая все станционные пути.

С ростом грузопотока увеличилось и число вагонов, отцепленных от транзитных поездов. Так, в первом квартале их количество выросло более чем на 24% и составило 2526 единиц. Большая их часть задерживается из-за технических неисправностей и отсутствия сведений об оплате тарифа. Задержанные вагоны требуют значительных маневровых работ, из-за чего нарушается подвязка локомотивов под поезда и затягивается их простой в ожидании локомотивов в среднем на 70 минут каждый. Это приводит к острому дефициту свободных путей в приёмо-отправочном парке и ещё больше затрудняет работу станции.

Чтобы решить проблему, ПривЖД готова предоставить таможенникам дополнительные пути для проведения досмотра. По словам заместителя начальника службы грузовой и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Алексея Сотникова, магистраль договорилась с таможней о включении в зону контроля парка приёма «В» семи путей сортировочного парка «Б» на станции Аксарайская-2. Кроме того, в неё войдут и пять путей пропуска тяжеловесных составов с нефтеналивными грузами на станции Аксарайская-1.

«Расширение контролирующей зоны в свою очередь потребует и увеличения штатной численности работников станции: осмотрщиков вагонов, приёмщиков поездов, операторов, товарных кассиров, составителей, сигналистов. Всего необходимо набрать около ста человек», – говорит Алексей Сотников.

Казахстанская железная дорога (КТЖ) также намерена увеличить штат для приведения его в соответствие с возросшими объёмами перевозок.

«Мы планируем увеличить свой штат примерно на 50 человек, но при условии предоставления ПривЖД помещения для наших сотрудников и дополнительного автомобиля для их оперативной доставки в парки «Б», «В» и на станцию Аксарайская-1», – сказал «Гудку» первый заместитель начальника Атырауского отделения КТЖ Серик Кабдешев.

По словам Алексея Сотникова, ПривЖД готова выделить казахам и таможенникам второй этаж административно-бытового корпуса, автомобиль и даже дополнительный локомотив для работы на станции Аксарайская-1 и вывоза составов. Планирует увеличить штат сотрудников для ускорения досмотра поездов и Астраханская таможня.

Но кардинально решить проблему можно, лишь придав Аксарайской статус постоянного пункта пропуска и оснастив его за счёт федеральной программы. А так же перейдя на технологию территориального разделения операций по приёму и сдаче поездов с казахстанской дорогой.

Кроме того, как считает начальник отдела по таможенно-брокерской деятельности ПривЖД Елена Караваева, для увеличения пропускной способности необходимо ввести одну железнодорожную накладную на весь состав или группу вагонов, следующих по одному маршруту, тогда как сейчас фактически каждый вагон сопровождается целым пакетом документов, на работу с которыми уходит немало времени.

«В соответствии с требованиями таможенного законодательства на каждую отправку – а это грузы, принятые к перевозке от одного отправителя по одной накладной на одной станции отправления одному получателю – составляется отдельная декларация. Поэтому применение единой накладной на целые группы вагонов значительно облегчит работу на погранпереходах», – сказала Елена Караваева.

ОАО «РЖД» и КТЖ уже договорились о переходе на новую технологию документооборота, однако точные сроки пока не определили.

«Гудок», 24.04.2008