03.08.06

Малоимущие вывезут BYD Flyer в Россию

Вчера компания ИРИТО, крупнейший отечественный дилер китайских автомобилей, заявила о планах по организации в Подмосковье промсборки китайской модели BYD Flyer. До сих пор Минэкономразвития и Минпромэнерго не одобрили ни один проект промсборки китайских машин. Считается, что таким образом власти защищают российский автопром. Впрочем, проект ИРИТО, скорее всего, будет согласован. По сведениям Ъ, взамен компания пообещала сделать из BYD Flyer "социальный автомобиль".

Как сообщили в ИРИТО, в конце июля компания подала в Минэкономразвития (МЭРТ) документы на право использования режима промсборки, он позволяет импортировать автокомпоненты по льготным таможенным ставкам. ИРИТО намерена построить новый сборочный комплекс на 25 тыс. машин в подмосковном Раменском для выпуска BYD Flyer. Инвестиции в строительство около $40 млн. Оно начнется через полгода после того, как МЭРТ подпишет с ИРИТО инвестсоглашение о промсборке. До появления полноценного производства (включающего сварку, окраску, сборку кузова) крупноузловая сборка BYD Flyer будет проходить на заводе "Электроизолятор".

Модель BYD Flyer, пятидверный автомобиль класса А, принадлежит китайской BYD Auto. C декабря 2005 года в России продано около $1,5 тыс. таких машин. Автомобили, которые будут собираться в Раменском, будут оснащаться двигателями 0,8 л (40 л. с.) и 1,1 л (53 л. с.), соответствующими "Евро-2", и четырехступенчатой КПП. ИРИТО не первая компания, решившая заняться сборкой китайских машин в России. По словам замглавы департамента инвестиционной политики МЭРТа Дмитрия Левченкова, в министерстве сейчас находятся "пять-шесть" аналогичных заявок. Однако ни одна из них пока не одобрена. По словам источника Ъ на рынке, причина задержки позиция Минпромэнерго, которое считает китайских производителей наиболее серьезными конкурентами российского автопрома. Дело в том, что МЭРТ не последняя инстанция в согласовании промсборки. Министерство не имеет права подписывать инвестсоглашения без утверждения его с Минпромэнерго. "Минпромэнерго соблюдает сроки (на согласование отводится 45 дней. Ъ), однако отправляет инвестсоглашения на бесконечные доработки и уточнения", пояснил собеседник Ъ. А глава совета директоров "Трансервиса" Александр Бойко, который ждет решения Минпромэнерго более полугода, вчера заявил Ъ, что чиновники федеральных ведомств открыто "посоветовали его компании отказаться от Chery в пользу других производителей".

В Минпромэнерго претензии участников рынка не признают. "Главное это соответствие инвестсоглашений разработанному порядку. Нам часто поступают сырые проекты, и нашим специалистам приходится готовить длинные перечни замечаний по элементарным вопросам, говорят в министерстве. В таких случаях возникают сомнения в способности инвесторов организовать такое производство, как сборка автомобиля, если уже на начальном этапе допускаются грубые ошибки". Впрочем, проект ИРИТО Минпромэнерго, скорее всего, согласует. Как сообщили в компании, модель BYD Flyer будет позиционироваться как "социальный автомобиль", предназначенный для "малообеспеченных слоев населения". По сведениям Ъ, такое позиционирование результат неформальной договоренности дилера с Минпромэнерго. "Чиновников не устраивает, что после снятия с производства 'Оки' в стране не осталось автомобиля для малообеспеченных", отмечает источник Ъ на рынке. Импортная Flyer уже сегодня является самой дешевой иномаркой на российском рынке (минимальная цена $6 тыс.), а BYD Flyer российской сборки будет стоить рекордные $4,6 тыс. дешевле ВАЗ-2105, которую руководство АвтоВАЗа тоже называло "социальной".

КоммерсантЪ Daily ; 03.08.2006