Марка — свидетельство прохождения автомобилем таможенного контроля на территории России
Председатель транспортного комитета Думы единоросс Сергей Шишкарев предлагает ввести маркировку специальной акцизной маркой машин, ввезенных из-за рубежа на срок более полугода. Сегодня поправки (текст есть у «Ведомостей») в закон «О безопасности дорожного движения», Таможенный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях поступят в Госдуму. Затраты на одну машину не превысят 1500 руб., обещает депутат. Маркировка может представлять собой нанесение на основные узлы машины специальной краски с индивидуальным составом.
Маркировать машины и платить за это будут на таможне. Марка — свидетельство прохождения таможенного контроля на территории России, говорится в законопроекте, обеспечивать исполнение этой нормы должен тот, кто ввозит машину, а какой должна быть марка и как ее наносить, решит правительство. Шишкарев также предполагает, что за марку могли бы платить страховщики. Невыдача марки грозит таможенникам штрафом в 1000 руб. за каждую машину.
Введение акцизной марки поможет расследовать и раскрывать угоны автомобилей, говорится в пояснительной записке к законопроекту, а также предотвращать сделки с не прошедшими до конца таможенное оформление машинами.
Это вторая попытка Шишкарева ввести маркировку ввезенных машин. Весной 2009 г. комиссия по законодательству вице-премьера Сергея Собянина его не поддержала, объяснив: мера приведет к увеличению расходов бюджета, а защита собственности — частное право автовладельцев, а не обязанность, принуждать их к этому неправильно.
В таком случае ОСАГО тоже не имеет права на существование, настаивает Шишкарев и сообщает, что в новой версии законопроекта учтены все замечания, а заинтересованные ведомства, в том числе таможня, одобрили инициативу.
В целом правительство поддерживает меры, которые помогут в борьбе с контрабандой и угонами автомобилей, говорит пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков, но эта инициатива нуждается в предметном исследовании, чтобы не были ущемлены права автовладельцев.
По словам сотрудника центрального аппарата МВД, в ведомстве уверены: предложение депутатов облегчит выявление угнанных автомобилей.
Директор департамента Минэкономразвития Алексей Лихачев не уверен, что нужен еще один обременительный значок: эту меру наверняка быстро найдут как обходить, а пострадает потребитель, если марка приведет к удорожанию авто.
Представитель ФТС отказался от комментариев — не читал законопроекта.
Страховщики вряд ли согласятся быть спонсорами таких мероприятий, считает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: бороться с угонами надо, но вряд ли таким способом, главная проблема — в отсутствии единой базы ГИБДД.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин полагает, что на работу дилеров введение акцизных марок не должно повлиять: «Торговые компании получают растаможенные автомобили от импортеров, функции которых обычно выполняют представительства производителя». Ввоз автомобилей в обход официальных импортеров минимален, говорит Гулин.
Руководитель российского представительства консалтинговой компании JATO Владимир Видулов считает, что инициатива по введению марок может служить подготовкой по переводу таможенных терминалов, оформляющих ряд товаров, в том числе автомобили, на границу. По плану ФТС это должно произойти до 2011 г. Сейчас таможенное оформление автомобилей проводится на таможенных постах внутри России.
«Как бы не повторилась ситуация на алкогольном рынке в 2006 г., когда после введения новых акцизных марок из-за сбоев в поставках их не хватало и продукция импортеров простаивала на таможне», — опасается топ-менеджер российского представительства иностранного автоконцерна.
Ведомости 19.01.10