28.12.18

Маркировка как дополнительный инструмент идентификации легального импорта

Стенограмма докладов представителей Министерства промышленности и торговли и Федеральной таможенной службы на конференции «Маркировка товаров. Что даст? Чего ждать?», организованной МТПП.

Олег Владиславович Тухватуллин, представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации:

Мы должны занимать позицию максимальной открытости и освещать возможности, которые может увидеть бизнес. Не секрет, что запущенная система маркировки, которая изначально развивалась как наднациональный проект, проходила по изделиям из натурального меха (простым языком – шубам). Этот проект был в рамках Евразийского экономического союза. Он показал свою эффективность. Этот проект высоко отметили ряд участников рынка, наши коллеги по Союзу. Было принято решение о дальнейшем расширении перечня товаров, подлежащих маркировке. Это единственная маркировка, которая является обязательной. В настоящее время запущены добровольные эксперименты по маркировке различных групп товаров.

Добровольные эксперименты нужны для того, чтобы позволить участникам рынка адаптироваться к введению новых правил игры, настроить собственные бизнес-процессы, технические процессы, познакомиться с вводимой системой и принять участие в формировании новых правил игры. Активные участники экспериментов, которые при помощи отраслевых ассоциаций, различных объединений, формируют рабочие группы и направляют нам свои предложения и методические рекомендации, которые в будущем будут закреплены в Постановлении Правительства о порядке и маркировке товаров. Поэтому мы заинтересованы слышать каждого участника рынка, чтобы сделать условия вводимой маркировки максимально комфортными.

В настоящее время ведутся эксперименты по лекарственным препаратам, табачной продукции, обувным товарам. На очереди в скорейшей перспективе рассматривается молочная продукция. Также перечень товаров ближайшего ориентира закреплён в Распоряжении Правительства от 28.04.2018 № 792-Р. Там представлена широкая линейка легкой промышленности, шин-покрышек, туалетной воды, а также фотокамер. На самом деле здесь формируется сама нормативная правовая база и выходят соответствующие законопроекты, которые формируют единый контур системы маркировки. Если говорить об участии бизнеса в целом в рамках эксперимента, то мы оцениваем его как очень активное. Это не может не радовать. Например, по табачной продукции. Эксперимент был запущен в этом году (15.01.2018), а уже через несколько месяцев была зафиксирована первая реализация промаркированной пачки сигарет. В настоящее время насчитывается более сотни участников. Промаркировано более 100 млн пачек сигарет.

В остальных экспериментах отмечается высокая активность участников. Она отмечается не только в принятии участия в самом эксперименте, отладке бизнес-процессов, попытке что-то попробовать, но также они занимают активную роль участника во взаимодействии с органами государственной власти и направляют свои предложения. Маркировка – это не только инструмент противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Мы не говорим про контрафакт, фальсификат. Это еще и неуплата таможенных, налоговых платежей. Это еще и интереснейший проект будущей цифровизации экономики, когда с помощью маркировки можно прослеживать и индентитифицировать каждый товар. Это возможности прогресса внутренних учетных процессов компаний. Как перспектива – снятие излишних административных барьеров, когда с помощью тех возможностей, которые дает вводимая система маркировки, она позволяет оптимизировать многие процессы, и ваши коллеги по другим отраслям выходят с инициативой к органам государственной власти по снятию каких-либо излишних административных барьеров. Также мы закладываем возможности снятия какого-либо избыточного движения бумажного документооборота, переходим на электронный документооборот. Здесь действительно процессы формируются. Если кому-то интересно, то основные правила формирования системы маркировки можно увидеть в Постановлениях Правительства. Например, табачная продукция проводится в соответствии Постановления Правительства от 27.11.2017 № 1433

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1433 ;

Об эксперименте по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции

. По обувным товарам – это Постановление Правительства от 30.05.2018 № 620. Данные постановления являются рамочными. В помощь им приняты методические рекомендации, которые размещены как на сайте оператора системы, который определен Правительством в указанных постановлениях (это ООО «Оператор ЦРФТ», дочернее предприятие Ростеха). Также они размещены на официальном сайте Министерства промышленности и торговли.

Здесь хотелось бы больше обратиться коллегам из московской торгово-промышленной палаты. Сейчас происходит знакомство, и участники рынка только узнают о системе маркировки. Если есть какие-то предложения от участников рынка, например, по части снятия избыточных административных барьеров, или же, которые принимают участие в системе маркировки, но видят возможности по улучшению ситуации, то передавайте их нам, формируя пулы предложений. Мы готовы участвовать в этом. Это работа, которую мы должны вести вместе с участниками рынка.

Татьяна Николаевна Зыблева, заместитель Начальника главного управления таможенного контроля после выпуска товаров, ФТС России:

Скажу несколько слов о маркировке. Представитель Минпромторга уже рассказал, что нас ждет, что было сделано и что ожидает. ФТС России участвует в этих процессах. Мы проводили и проводим таможенный контроль в отношении маркированных товаров. Это изделия из шуб. Этот инструмент маркировки товаров для таможенного контроля после выпуска товаров очень облегчает проведение таможенного контроля. Эта идентификация нам помогает в части доказательства законности перемещения или незаконного перемещения этих товаров. Как уже было сказано Минпромторгом, он доказал эффективность с точки зрения фискальной составляющей. По сравнению с периодом до введения маркировки у нас возросли как физические объемы, так и стоимостные объемы декларирования. Кроме того, при выходе на проверку участники-реализаторы на внутреннем рынке осуществляют декларирование товаров, которые ранее не были задекларированы добровольно. С точки зрения наших функций по проведению таможенного контроля после выпуска, для нас это эффективный инструмент.

Кроме того, таможенная служба является участником экспериментов по маркировки лекарственных средств, обувных товаров, табачных изделий, прорабатываются вопросы в участии молочной продукции. Также мы участвуем в эксперименте по маркировке ювелирных изделий. Надо сказать, что каждый из этих экспериментов находится на своем уровне продвинутости к достижению этой цели. Как я говорила, по меховым изделиям маркирование развернуто, мы пока обмениваемся с Федеральной налоговой службой информацией. По другим экспериментам у нас различная степень готовности. Например, в части лекарств более продвинута. До конца года мы должны доработать наше программное средство в части обмена сведений о таможенном декларировании лекарственных средств. У нас разработана технологическая карта по обмену сведениями. Что касается обуви, молочной продукции и ювелирных изделий, то надо сказать, что мы находимся в начале пути и не так далеко и глубоко продвинулись как хотелось бы. Вот что хотелось бы сказать по ходу движения к созданию системы прослеживаемости в части маркировки товаров.

У нас ведется работа по созданию системы прослеживаемости товаров в части создания документальной системы прослеживаемости товаров. Эта работа ведется на площадке ЕЭК с 2014 года. У нас было принято решение на уровне ЕЭК об интеграции наших информационных систем в части создания системы прослеживаемости товаров. Как уже говорили предыдущие спикеры, цифровизация подступает все ближе, мы участвуем в этом все больше и больше. Поэтому на уровне ЕЭК у нас идет работа в части создания цифровой прослеживаемости товаров и документальной прослеживаемости. В 2016 г. подписано Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров». Кроме того, сейчас проходят бурные обсуждения на площадках ЕЭК проекта соглашения о механизме прослеживаемости товаров.

В чем заключается создание системы прослеживаемости и в чем ее цель? Цель создания системы прослеживаемости – это создание условий для добросовестной конкуренции, это фискальная составляющая. Для достижения этих целей нам необходимо решить такую основную задачу, как создание сбора и учета контроля сведений о движении товаров с момента ввоза и до момента реализации. Это будет не физическое маркирование товара, когда каждый товар маркируется неким физическим идентификатором. Документально это основано на указании в системе учета налогоплательщиков соответствующего идентификатора. Под идентификатором понимается номер декларации на товары и номер товара в декларации. Эта работа ведется как на уровне ЕЭК, так и в Российской Федерации под руководством Минфина, ведется совместная работа ФТС и ФНС. В рамках этой работы была подготовлена и утверждена Минфином «дорожная карта». Мы работаем в соответствии с этой «дорожной картой». Готовятся проекты Постановлений Правительства России о создании пилотного эксперимента. По созданию именно этой национальной системы прослеживаемости подготовлены предложения по внесению в Налоговый кодекс по инициативе ФНС (ФТС также участвует в этом).

Создание системы национальной прослеживаемости товаров будет использовать информацию из деклараций на товары, заявлений до подачи деклараций, если товар был выпущен до подачи декларации. Эта информация будет поступать в ФНС, там будет обрабатываться. Предполагается, что налогоплательщики будут подавать в ФНС в рамках отчетности налоговые декларации и сведения о товарах с указанием номера декларации на товары и номера товара. Сведения, которые будут, как мы предполагаем и прорабатываем эту модель в рамках национальной системы прослеживаемости товаров, позволят нам получить прозрачность движения товаров, используя только сведения, которые содержатся в документах. Это декларации на товары, налоговые декларации, счета-фактуры. ФТС будет передавать сведения со своей стороны в налоговую службу для пополнения национальной системы прослеживаемости. Со своей стороны мы планируем получать из налоговой службы сведения из этой системы для того, чтобы осуществлять выбор объекта таможенного контроля уже после выпуска товаров, а также для использования в нашей системе управления рисками. Кроме того, национальная система прослеживаемости товаров не строится как отдельная система. Мы предполагаем, что она должна будет взаимодействовать с национальными системами прослеживаемости других стран. Проект соглашения сейчас уже рассматривается, прорабатывается, ведутся большие дискуссии на площадке ЕЭК. Со своей стороны в рамках этой работы мы подготовили предложения в нормативно-правовую базу. У нас дорабатываются программные средства. Сейчас внесены изменения в соглашения между ФТС и ФНС об информационном обмене. Соответственно подготовлены проекты в состав сведений и регламент в части обмена этой информацией. Кроме того, Минфином одобрен перечень. С налоговой службой прорабатывали вопросы перечня товаров, которые будут включаться в документальную систему прослеживаемости. На уровне Российской Федерации примерный перечень представлен. Мы понимаем, что для того, чтобы снять нагрузку на бизнес и не делать двойную работу (например, маркировать товары и подавать сведения в отчетности), надо сделать так, чтобы эти товары не пересекались. В этом перечне мы рассматривали шины, духи, но так как вышло Постановление Правительства о маркировке и о проведении экспериментов именно с физической маркировкой, то мы подкорректировали этот перечень.

С более подробной информацией о создании системы прослеживаемости товаров, об использовании таможенными органами информации системы прослеживаемости, перечне товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации, можно познакомиться в презентации Т. Н. Зыблевой.

"Альта-Софт"