09.08.07

Машинотехническое торможение

Июльский импорт загадывает загадки

На сайте Федеральной таможенной службы (ФТС) вчера были опубликованы предварительные данные о стоимостных объемах импорта из стран дальнего зарубежья в июле этого года.

На первый взгляд сенсации нет. За семь месяцев, по таможенной статистике, ввоз товаров достиг $85,634 млрд и по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился на 49,8%. В 2007 году это обычный темп прироста импорта (только в марте темпы снизились до 33%, см. график на стр. 11). Интересно, впрочем, отметить, что еще год-полтора назад президент Владимир Путин на совещаниях с членами кабинета министров пенял подчиненным на недопустимость 30-процентного скачка импорта: такие темпы ввоза товаров препятствуют увеличению собственного производства. Однако затем российские власти успокоились. Происходит удивительная вещь: растет и импорт, и внутреннее производство. Во многом парадокс объясняется наличием в российской экономике многочисленных запретных для иностранных товаров зон - неторгуемых или псевдоторгуемых секторов. Есть и свои конкурентоспособные товары. На Западе можно закупить турбины, но их стоимость, сроки изготовления и доставки делают их слишком дорогими, проще и дешевле заказать на месте.

Тем не менее несколько июльских показателей, подсчитанных в ФТС, все же претендуют на сенсационность. Во-первых, в июле по отношению к предыдущему месяцу произошло замедление общих темпов роста импорта из дальнего зарубежья - всего лишь 3,5%. Во-вторых, что еще важнее, прекратился рост импорта машинотехнической продукции, необходимой, как известно, для модернизации и роста российской промышленности. По данным таможенной статистики, в июле стоимостный объем ввоза машиностроительной продукции остался практически на уровне предыдущего месяца - $7,905 млрд (всего июльский импорт достиг $14,6 млрд).

Темпы увеличения ввоза автомобилей, электротехнической и оптической техники остаются весьма высокими. ФТС сообщает, что закупки электрооборудования выросли на 24,1%, оптических инструментов и аппаратов - на 19,6%, наземного транспорта - на 12,3%. И несмотря на это, машинотехнический импорт в июле забуксовал. Главный виновник - механическое оборудование. Его ввоз упал по сравнению с июнем в стоимостном выражении сразу на 25,6%.

Эксперты, опрошенные "Газетой", затруднились дать однозначный ответ о причинах и, главное, последствиях падения импорта всевозможных станков и прочего железа, перечисленного в 84-й группе Таможенного тарифа РФ. В частности, в МЭРТе корреспонденту "Газеты" заявили, что делать какие-либо серьезные выводы только из июльской статистики рано, надо дождаться итогов третьего квартала. Июльский же спад можно объяснить, например, особенностью реализации тех или иных контрактов на поставку оборудования: "железо" уже поставили - дело за умной электротехнической начинкой.

Однако некоторые эксперты все же обеспокоены.

Июльский спад ввоза машинотехнической продукции может свидетельствовать о двух зарождающихся тенденциях, направленных к тому же друг против друга.

Лидеры машиностроительной отрасли не скрывают негативного отношения к импорту "железок": их можно произвести и на местных заводах. Российской промышленности не хватает передовых технологий. И то, что импорт электротехнического (в него входят и компьютеры) и оптического оборудования продолжает расти, может свидетельствовать о смене курса при импортных закупках - усилении ориентации на передовые технологии. К тому же, по данным Минпромэнерго, российское производство механического оборудования только в январе-апреле этого года выросло на 52%. И, по оценке ведомства Виктора Христенко, именно эти "железки" уже являются двигателем всего машиностроения.

Однако стагнация всего машинотехнического импорта в июле может говорить и о другом. Вполне вероятно, что это звонок, предупреждающий правительство о приостановке инвестиционного спроса, а вслед за ним и экономического роста.

Импорт - это зло или благо?

ИВАН СИЛАЕВ / вице-президент Российского союза машиностроителей:

Сейчас все внимание обращено лишь в четырех провозглашенных президентом направлениях: доступное жилье, сельское хозяйство, здравоохранение и учеба. Конечно, они очень важны, но для выполнения этих нацпроектов необходимо оборудование, машины и механизмы. То есть должен появиться пятый приоритет: реструктуризация и инновационное развитие машиностроения. Уже больше года назад я написал президенту письмо, но ответа не получил.

ЕЛЕНА ПАНИНА / зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму (фракция "Единая Россия"):

Зависит от ситуации. Если мы пока не делаем машины и оборудование, которые нужны для производства современной продукции, а также не обладаем технологиями, то почему бы их не импортировать? С другой стороны, для того, что мы уже можем производить сами на должном уровне, также нужно создавать условия: не должно быть недобросовестной конкуренции со стороны импорта. Грамотная экономическая политика выстраивается как раз на том, чтобы правильно сбалансировать таможенно-тарифную политику и получить должное соотношение импорта и экспорта. Сегодня многое делается неправильно, потому что продукция производителей легкой промышленности могла бы вполне успешно конкурировать на рынке, особенно с незаконно ввозимой челноками продукцией. А вот оборудование, станки и технологии нужно обязательно импортировать, не только уменьшив при этом таможенные тарифы, но и отменив НДС.

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКО / директор Фонда развития трубной промышленности:

Мы всегда стояли за добросовестную конкуренцию и не занимались созданием особых протекционистских мер. Наша продукция конкурентоспособна, все новейшие мощности введены за последние три-четыре года и имеют высокий технический уровень. Кроме того, растет объем заказов, экспорт и вообще вся динамика. Однако мы сталкиваемся с протекционистской политикой ряда сопредельных государств. На западе это Украина, которая провела эксперименты в горно-металлургическом комплексе, списав пени, штрафы и растянув время основного долга. В результате у них налоговая нагрузка на тонну трубы стала в два раза ниже, чем у нас, то есть мы столкнулись с экономически необоснованными ценами. Однако протянули Украине руку, договорившись об объемах их труб на нашем рынке. Но в 2004 году под действием «ветров с Майдана» джентльменское соглашение прервалось и пришлось идти по пути «торговой войны». Теперь аналогичная проблема возникает и на востоке: с КНР и ее государственными предприятиями, госпланом и льготными тарифами. Пока что пытаемся договориться.

Импорт товаров в июле 2007 года

  Наименование товарной группы Объем импорта ($ млн)  Доля в общем объеме импорта Рост по отношению к июню 2007 года Рост по отношению к июлю 2006 года
Мясо и субпродукты 425,2 2,9 104,2 104,1
Рыба 113,1 0,8 114,7 139,1
Молочные продукты 73,7 0,5 97,2 131,5
Овощи 56,5 0,4 47,5 157,8
Фрукты и орехи 255,2 1,7 99,1 152,3
Зерновые культуры 10,5 0,1 51,9 95,0
Масло растительное 51,8 0,4 113,3 132,9
Сахар 130,7 0,9 82,3 89,9
Алкогольные и безалкогольные  напитки 127,3 0,9 105,5 174,2
Табак 99,4 0,7 87,3 147,3
Химическая продукция 2056,0 14,1 108,2 137,2
Текстильные изделия и обувь 684,0 4,7 159,9 189,9
Машиностроительная продукция 7905,0 54,1 99,0 150,9
В том числе:        
Механическое оборудование 2484,0 17,0 74,4 132,2
Электрооборудование 1814,7 12,4 124,1 157,4
Железнодорожные локомотивы 12,9 0,1 174,7 129,1
Средства наземного транспорта 2885,9 19,8 112,3 184,8
Летательные аппараты 143,3 1,0 107,1 75,0
Суда и плавучие средства 71,2 0,5 119,8 66,9
Инструменты и аппараты оптические 493,0 3,4 119,6 146,2


Газета (Москва); 09.08.2007