20.07.07

Машины для бедных

Российские товары не нужны богатым странам.

Рано радоваться росту экспорта машин и оборудования — конкурентоспособность падает, доказывает Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Их потребители — бедные страны, а на развитых рынках их покупают все реже. Надо смотреть не на стоимостные, а на физические объемы: и на российскую технику есть спрос, не согласны эксперты.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2000-2006 гг. продажи российских машин и оборудования за рубеж выросли в 1,8 раза. Но гордиться тут нечем, считает ИКСИ. Во-первых, этот рост гораздо меньше прироста всего экспорта, который за тот же период увеличился в 2,8 раза. Доля продукции машиностроения в структуре экспорта сократилась с 11% в конце 1990-х гг. до 5,5% в 2006 г., ссылаются аналитики ИКСИ на данные ФТС.

Во-вторых, большая часть этого экспорта приходится на соседей. В январе — мае 2007 г. машин и оборудования за рубеж было продано на $5,9 млрд (4,6% всего объема экспорта), на рынки СНГ пришлось $3,2 млрд из этой суммы. За 2006 г. Россия экспортировала машин и оборудования на $16,5 млрд, годом ранее — на $13,5 млрд.

Российские экспортеры наращивают поставки в бедные страны (с ВВП на душу населения менее $10 000), констатирует Дмитрий Плеханов из ИКСИ. Объем экспорта в эти государства увеличился в 2005 г. по сравнению с 2000 г. в 2,4 раза, а поставки в более развитые страны за тот же период сократились на 35%.

Например, доля Украины в структуре машиностроительного экспорта в 2000-2005 гг. выросла на 8%, Казахстана — на 8,3%, подсчитал Плеханов. Доля стран ЕС и США, наоборот, уменьшилась на 1-5%. Доля наименее развитых государств в российском экспорте машин и оборудования составила в 2005 г. 78% (49% в 2000 г.).

В относительно бедных государствах есть устойчивый спрос на недорогую, но и не очень качественную продукцию и российские машиностроительные товары там востребованы, считает Плеханов. Однако существует опасность, что скоро эти рынки будут насыщены и перспектив для роста у отечественных экспортеров не останется, предостерегает он.

Спрос на российскую технику растет прежде всего на постсоветском пространстве, подтверждает президент концерна “Тракторные заводы” Михаил Болотин: в 10 раз по сравнению с прошлым годом увеличились поставки машинокомплектов в Казахстан, несколько месяцев назад компания стала владельцем Лозовского комбайнового завода на Украине. На рынки западноевропейских стран “Тракторные заводы” выходить пока не планируют, говорит Болотин.

Экспорт быстро рос во многом за счет цен на нефть, в машиностроении такого сильного роста стоимости продукции не было, поэтому и доля в денежном объеме экспорта сократилась, объясняет Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. Например, за январь — май экспорт грузовиков вырос почти в полтора раза, но физические объемы увеличились на 27,3%, а цены — на 15,5%, отмечает Минэкономразвития в последнем мониторинге социально-экономического развития.

Конкурентоспособность российского машиностроения на внешних рынках не снижается, поддерживает Валерий Миронов из Центра развития. Многие компании из развитых стран переносят свое производство в развивающиеся государства, соответственно, меняется и географическая структура экспорта машиностроения, считает он. Если раньше статистика фиксировала вывоз комплектующих в развитые страны, то сейчас они идут туда, где расположены производства.

На европейских рынках востребованы технологии, которые не может предложить отечественное машиностроение, — например, с высоким требованием экологической безопасности, полагает Евгений Надоршин из инвестбанка “Траст”, у российских компаний есть перспективы на рынках стран Африки и Азии. Но для успешной конкуренции с поставщиками из США и Китая нашим экспортерам потребуется политическая поддержка, уверен Надоршин.

ИКСИ попытался спорить с общепринятым мнением, что импорт растет прежде всего за счет инвестиционных товаров. По расчетам института, быстрее всего растет потребительский импорт. К такому выводу пришли исследователи, вычтя из объемов машиностроительного импорта ввоз автомобилей, бытовой и электронной техники и комплектующих товаров. Получилось, что в денежном выражении инвестиционный импорт вырос в 3,5 раза, а потребительский машиностроительный импорт — в 13,4 раза. Увеличение ввоза импортных потребительских товаров — это не настоящий рост, а “обеление”, доля инвестиционной продукции в импорте стабильно растет, не согласились другие эксперты.

Ведомости; 20.07.07