05.09.08

Мегаполис без фур

РБК daily;05.09.08

ФТС приблизит контроль к границе

Федеральная таможенная служба (ФТС) собирается максимально приблизить процесс таможенного оформления товаров к государственной границе. Соответствующие предложения службы содержатся в проекте концепции по таможенному оформлению (имеется в распоряжении РБК daily). В результате процесс таможенного оформления должен значительно ускориться, что будет способствовать росту внешнеторгового оборота и борьбе с серым импортом. Заодно предложения ФТС помогут мегаполисам избавиться от создаваемых фурами пробок. Эксперты поддерживают идеи таможни, но опасаются, что в результате реформы бизнес получит дополнительные проблемы.

Коллегия ФТС одобрила проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. В ближайшее время он будет внесен в правительство. Концепция направлена на поэтапный переход к таможенному оформлению и контролю в приграничных субъектах РФ. Первые серьезные изменения, как ожидается, последуют уже к середине 2009 года: таможенное оформление будет выведено из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую области. Полностью завершить перенос таможенного оформления в другие приграничные регионы планируется в течение 12 лет.

«Рост внешнеторгового оборота РФ с каждым годом усугубляет неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города», — отмечается в проекте концепции. Проблема, как указано в концепции, должна решаться созданием транспорт­но-логистических центров в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и на приграничных территориях. Все это должно сопровождаться применением современных информационных технологий.

«Сейчас фуры с товаром по нескольку дней перемещаются по территории России. При переносе зон таможенного оформления к границе снижается опасность перевоза незаконных грузов, потому что не будет возможности перемещать их нерастаможенными по всей России», — поясняет заместитель начальника управления по связям с общественностью ФТС Владимир Зубков. Кроме того, смогут порадоваться жители мегаполисов, дороги которых будут свободны от крупногабаритного грузового транспорта. Правда, как указано в концепции, нововведения коснутся не всех видов товаров. «Будут учитываться способы транспортировки грузов, экспортная или импортная направленность», — поясняют в таможенном ведомстве.

Идеи ФТС поддерживает экс-глава Таможенного комитета РФ, член комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов. «В свое время смещение таможенного оформления от границы было шагом навстречу бизнесу, который нес серьезные издержки в связи с тем, что на приграничных территориях не было соответствующей инфраструктуры», — говорит он. Теперь, по мнению депутата, бизнес снова выиграет. «Поскольку оформление будет производиться на границе, сразу после него товар пойдет на рынок, где его можно выгоднее продать, а не по маршруту, который укажет таможня».

Однако, по мнению г-на Драганова, для осуществления идеи Федеральной таможенной служ­бы правительство должно потратить немалые деньги на компьютерные сети, совмещение транспортной и таможенной ло­гистики, создание высокотехно­логичных разгрузочно-погрузоч­ных терминалов.

Эксперты в целом поддерживают таможенные планы, но предвидят большие проблемы. «Во всем мире товары внутрь страны запускаются «очищенные», — говорит эксперт компании СТМ Валерий Глыздов. — Но где, например, в приграничном Выборге взять столько декларантов? Как там будут работать брокеры — вахтовым методом?» По его мнению, пока не совсем ясно, какими механизмами будет осуществляться перестройка. «С учетом низкого уровня технологической оснащенности таможни страшно представить ситуацию, когда все участники ВЭД и их представители окажутся на границе», — говорит председатель совета директоров «Партнер Логистик» Александр Северилов. Он уверен, что для реализации таможенных планов нужны огромные ка­питаловложения.