Между странами - членами Таможенного союза отменяется транспортный контроль
В рамках переговоров о создании единого экономического пространства в
СНГ и по дальнейшей унификации таможенных правил в Таможенном союзе (ТС) с
1 апреля на границе РФ и Беларуси отменен взаимный пограничный контроль за
перемещением транспортных средств между Россией и Беларусью. А на
российско-казахстанской границе аналогичный контроль планируется отменить
во втором полугодии-2011. Такие решения, как заявил белорусский
премьер-министр Михаил Мясникович, связаны с разрешением спорных вопросов в
тарифной политике на импорт иномарок и в их перемещении по территории обеих
стран.
Белоруссия добилась введения с апреля ряда льгот на импорт
большегрузных автомобилей, что не повлияет на российский авторынок. А
взамен повышает пошлины на "легковушки", которые будут почти одинаковыми с
российскими и казахстанскими. Этого не один год добивались от Минска Астана
и Москва.
Объем "перегонки" иностранных авто в РФ через страны бывшего СССР
достигает нескольких миллионов ежегодно, но доля транзитного коридора через
Беларусь стабильно превышает 40%. Здесь сказывается, во-первых,
географический фактор - максимальная приближенность Беларуси к основным
центрам спроса на иномарки в европейской России. А во-вторых, низкие
ввозные пошлины Минска на иномарки в сравнении с большинством других
постсоветских стран. Эти факторы превращали "белорусский коридор" в
основной маршрут фактически контрабандного поступления легковых иномарок в
Россию и далее в Среднюю Азию.
По оценкам новосибирской таможни, только с ноября 2010 г. по февраль
2011 г. включительно было выдано более 1700 паспортов транспортных средств
на подержанные иномарки из Беларуси. Потому что подержанные, например,
"Тойоты" и "Лексусы" в Беларуси на 15, а то и на 20% дешевле, чем в
большинстве других стран экс-СССР. Секрет привлекательности белорусского
автомобильного секонд-хенда кроется в едином таможенном пространстве.
Вдобавок в связи с вводом в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса
ТС таможенное оформление автомобилей, являющихся товарами Таможенного
союза, не осуществляется. Поэтому авто, ввезенное из Беларуси в регион ТС,
не облагался и не облагается пошлинами.
Между тем унификация правил транспортного контроля и формирование
единого экономического пространства на базе ТС способствуют созданию
межгосударственных таможенно-транзитных объектов на внеш них границах
Таможенного союза. Так, в 2011 году российские, белорусские и латвийские
инвесторы совместно "вложатся" в строительство таможенно-логистического
терминала "Григоровщина" - у стыка взаимных границ РФ, Беларуси и Латвии.
Его намечено ввести в действие в первом полугодии 2012 года. По информации
зампредисполкома приграничной Витебской области (Беларусь) Олега Мацкевича,
"объем инвестиций в этот проект составит $10-12 млн. Создание терминала
приведет к наращиванию международного транзита грузов через приграничный
Верхнедвинский район, что положительно скажется и на местной экономике".
Андрей Сотников, замначальника департамента экономики и отраслевых
программ Постоянного комитета Союзного государства, сообщил "РБГ": "К 2012
году должны быть согласованы основные правила единого экономического
пространства стран-членов. Но, скорее всего, этот процесс продолжится и
после 2012 года. Потому что внутри ТС пока есть некоторые "разночтения". А
решение таких вопросов зависит от "состыкованности" друг с другом
экономической политики тех же стран".
"Российская бизнес-газета" 07.04.11