04.02.09

Международные автоперевозчики могут уйти с белорусского рынка

Финансовый кризис оказывает серьезное влияние на международных автомобильных перевозчиков, работающих в Беларуси.

Снижение международного товарооборота уже привело к падению спроса на транспортные услуги наших предприятий на 20% и вынудило перевозчиков снизить тарифы не менее чем на 30%, передает «БДГ».

На этом фоне рост банковских ставок по кредитам, с привлечением которых покупается большая часть автомобильной техники, грозит многим перевозчикам убытками и заставляет задуматься об уходе с рынка. По мнению профильных экспертов, для сохранения положительной динамики экспорта транспортных услуг, государству нужно срочно принять меры стимулирующего характера.

Прошлый год складывался для транспортной отрасли страны в целом удачно. По данным министерства транспорта и коммуникаций, всеми видами транспорта общего пользования в Беларуси в 2008 году было перевезено свыше 248,5 млн. тонн грузов, что на 6,8% больше, чем в 2007 году. При этом по предварительным данным Нацбанка, в январе-ноябре прошлого года экспорт транспортных услуг увеличился на 29,5% и составил 2,8 млрд. долларов, из которых 2,3 млрд. долларов пришлось на перевозки грузов. В общей структуре экспорта транспортных услуг удельный вес автотранспорта составил 23%.

Но в конце 2008 года замедление мировой торговли привело к тому, что спрос на услуги международных автоперевозчиков упал на 20%. В результате уже в декабре предприятия, работающие на рынке, вынуждены были снижать расценки на свои услуги. По информации заместителя генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Ивана Манкевича, тарифы на международные перевозки автотранспортом были снижены не менее чем на 30%.

На фоне резкого сокращения выручки перевозчики столкнулись с другой проблемой - банки заявили о пересмотре в сторону увеличения процентных ставок по ранее выданным кредитам на покупку автотехники. «В прошлом году наши перевозчики закупили 1300 автомобилей и примерно столько же прицепов и полуприцепов. В основном вся техника покупалась в кредит или в лизинг с привлечением кредитных ресурсов. Поэтому пересмотр ставок на фоне снижения тарифов является для перевозчиков ударом - они уже задумываются о том, выполнять ли перевозки себе в убыток или покинуть рынок»,- заявил И.Манкевич в интервью «БДГ».

По мнению собеседника, для сохранения объемов экспорта транспортных услуг государству нужно предпринять ряд мер стимулирующего характера. Среди них эксперт назвал призыв банков сохранить прежнюю процентную политику в отношении международных перевозчиков и предоставить последним отсрочку по погашению ранее взятых кредитов, а также по лизинговым платежам.

Кроме того, эксперт считает необходимым снизить налоговую нагрузку для автоперевозчиков. «Сейчас налоговая нагрузка на международных перевозчиков в Беларуси выше, чем в соседних странах»,- заявил И.Манкевич. Он указал на наличие дополнительных сборов для перевозчиков. Например, при регистрации в ГАИ перевозчики платят 3% от стоимости транспортного средства, что, по мнению собеседника, фактически является налогом на инвестиции.

Протекционистская политика государства также может негативно отразиться на автоперевозчиках. И.Манкевич высказал опасение по поводу предложений министерства промышленности ввести заградительные пошлины на ввоз импортной автотехники. В Минпроме считают, что такие меры защитят отечественных производителей. «Мы просим сохранить нулевую ставку таможенной пошлины на автомобили стандарта Евро-5, которые не производятся в Беларуси»,- заявил собеседник «БДГ».

Между тем, сложная экономическая ситуация оказывает влияние не только на белорусских перевозчиков, но и на всю транспортную отрасль. В начале января стало ощущаться общее снижение транзита по территории Беларуси. Как сообщил недавно председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский, в первые дни года транзит упал сразу на 22% по сравнению с прошлогодними показателями. Правда, тогда глава ГТК сообщил, что после праздников транзит восстанавливается.

И.Манкевич смотрит на возможность существенного роста транзита скептически. «Мы можем судить об этом по использованию книжек МДП, а этот показатель в январе на 20% ниже, чем год назад. Не думаю, что у иностранных перевозчиков дела обстоят лучше»,- пояснил он.

charter97.org 04.02.09