06.03.06

Международные таможенные стандарты: примерка проходит успешно

В 2005 году таможенные органы перечислили в государственный бюджет 2,102 триллиона рублей, что почти на 883 миллиарда рублей больше, чем в предыдущем году. При этом значительно выросли импортные платежи, достигнув 750,3 миллиарда рублей, что на 186,4 миллиарда больше, чем в 2004 году. По словам руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова, в отличие от предыдущих периодов главной причиной этого роста явилось не увеличение физических объемов импорта, а увеличение средней стоимости декларируемых товаров.

Об этом он заявил на пресс-конференции для СМИ в преддверии Международного дня таможенника, когда российская таможенная служба традиционно подводит не- которые итоги своей работы. И хотя, по словам Александра Жерихова, в работе службы есть еще много нерешенных вопросов, в том числе таможенное администрирование, контроль после выпуска, но нельзя не отметить и большие положительные сдвиги, связанные, в том числе с внедрением передовых информационных технологий. К примеру, электронное декларирование к концу 2005 года преврати- лось в широко применяемый инструмент таможенного оформления уже практически во всех регионах России. Активно выстраивается и система управления рисками (СУР). Электронное декларирование и СУР являются, кстати, одними из важнейших требований для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможен- ной организации. Россия приняла на себя международные обязательства по реализации этих стандартов, как и остальные 166 государств-участников ВТО. В эти стандарты также входит обмен предварительной информацией по товарным партиям и налаживание прочных партнерских отношений с бизнес-сообществом, с созданием льготно- го режима для тех компаний, которые возьмут на себя соблюдение стандартов безопасности.

Предварительное информирование, по словам главы ФТС России, один из ключевых вопросов, заложенных в Концепцию развития таможенных органов. Он не исключил того, что если с основными торговыми партнерами не удастся добиться представления предварительной информации, то Федеральная таможенная служба внесет предложение об обязательности предварительного информирования законодательно. Однако, заметил Александр Жерихов, минимум за два года предупредив об этом бизнес . Таможенные органы продолжают диалог с бизнес-сообществом в рамках различных советов, встреч, на которых, заметил глава ФТС России, обсуждаются не надуманные вопросы и не только по линии Федеральной таможенной службы , а те, которые волнуют участников ВЭД, инвесторов, отечественных производителей. Отвечая на вопрос о том, как Федеральная таможенная служба относится к преференциям для инвесторов в части уменьшения пошлин на комплектующие, Александр Жерихов, в частности сказал, что если в стране такие комплектующие не производятся, то ставки таможенных пошлин должны быть минимизированы вплоть до нулевых . Однако решение таких вопросов находится в компетенции правительства. Как и решение по новым нормам провоза багажа для физических лиц для личного пользования. Соответствующий документ в правительстве уже подготовлен и находится в настоящее время на рассмотрении. Действующая ныне норма на сумму не более 65 тысяч рублей заложена в Таможенный кодекс. Однако вес беспошлинно провозимых товаров для личного пользования регулируется постановлением правительства (сообщение публикуется на этой странице. Ред.) По словам главы ФТС России, в подготовленном правительством документе предлагается уменьшение веса до 35 килограммов. Что же касается стоимости, то, заметил Александр Жерихов, возможно, норму следовало бы уменьшить. Но мне не хотелось бы, чтобы это коснулось добропорядочных граждан, которые везут вещи для личного пользования, подчеркнул он. Мы хотим лишь пресечь неорганизованную торговлю .

Такого рода неорганизованная торговля, в частности, процветает на Дальнем Востоке. В этом же регионе в конце прошлого года возникла нездоровая обстановка и вокруг импорта подержанных автомобилей. Журналистов волновал вопрос, какой будет политика таможенных органов в новом году в отношении этого сегмента рынка. По словам Александра Жерихова, никаких резких движений не будет , в то же время все должны работать на равных условиях, в том числе и на Дальнем Востоке . Те смешные цены, по которым завозились подержанные автомобили, заметил глава ФТС России, не соответствуют действительности. Борьба с недостоверным декларированием одно из основных направлений работы таможенных органов. О том, каких результатов можно достичь при объединении усилий таможенников и участников ВЭД, говорит ситуация на рынке бытовой техники и радиоэлектроники. В 2005 году импорт этой группы товаров составил 4,2 миллиарда долларов, увеличившись по стоимости в 2,1 раза.

Быть законопослушным выгодно стараются донести до участников ВЭД таможенные органы. Все новые технологии в значительной мере облегчают таможенный контроль и приносят прямые материальные выгоды именно добросовестным участникам ВЭД. Работа по принципу одного окна на границе, о которой так много говорится в последнее время в СМИ, также вызвала вопросы у журналистов. Александр Жерихов особо подчеркнул, что речь идет о том, что в режимной зоне, в самом деле, должны остаться пограничники и таможенники, но все остальные контролирующие органы должны находиться рядом, может, в отдельно стоящем помещении. Однако у всех семи контролирующих органов должна быть единая информационная база. То, как это будет работать, уже в ближайшее время можно будет наблюдать на российско-латвийском пункте пропуска Бурачки . Именно там проведут отработку данной технологии с тем, чтобы распространить ее и на другие пункты пропуска.

Валентина ДУДКОВА

Постановлением Правительства РФ 29 от 23.01.2006 года внесены изменения в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в от- ношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года 718.

С 50 до 35 килограммов снижена норма общего веса товаров, которые физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже без уплаты таможенных пошлин и налогов. Кроме того, таможенные пошлины и налоги будут взиматься с граждан, перемещающих товары для личного пользования через границу чаще одного раза в месяц (ранее более одного раза в неделю). Постановление официально опубликовано в Российской газете 26 января 2006 года и вступает в силу по истечении месяца со дня опубликования.

Журнал Таможня ; февраль 2006г.