19.12.05

МЭРТ совершенствует таможенное администрирование

8 декабря на заседании правительства была одобрена концепция развития таможенных органов России до 2010 года, реализация которой, по словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, пополнит российский бюджет как минимум на 5 млрд. долларов. Как стало известно "Газете", МЭРТ подготовило еще один документ, касающийся ближайших планов таможенников - доклад "О результатах и основных направлениях деятельности ФТС на 2006-2008 годы" (документ есть в распоряжении "Газеты"). Основной вывод, вытекающий из доклада: таможенники обещают облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако за совершенствование таможенного администрирования последним придется заплатить.

В послании Федеральному собранию 25 апреля 2005 года президент Владимир Путин главным приоритетом в работе как налоговых, так и таможенных органов назвал "проверку исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин". Таможенники на призыв главы государства отреагировали. Для достижения "стратегической цели", а это "безусловное и полное соблюдение таможенного законодательства", определены три задачи. Первым делом ФТС собирается "всемерно содействовать внешней торговле за счет сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и пассажиров через таможенную границу РФ", тогда как "пополнение доходной части федерального бюджета" ушло на второй план. Третьей же задачей ФТС должно стать "уменьшение потенциальных угроз РФ, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику". В докладе специально оговаривается, что "основным фактором риска недостижения прогнозных значений основных показателей деятельности таможенной службы РФ является недостаточный (ниже запланированного) уровень финансирования таможенных органов".

В цифрах планы таможенников выглядят так. Предполагается, что "затраты времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска и проведение таможенного контроля в форме проверки документов и сведений" должны сократиться с нынешних 28 минут до 20 минут в 2008 году, а пропускная способность автомобильных пунктов должна увеличиться с 4,5 тыс. до более 9 тыс. автомобилей в сутки. За ускорение пересечения таможенной границы казне предлагается заплатить почти 40 млрд. рублей.

Впрочем, бюджетные затраты с лихвой оплатят сами же участники ВЭД. Любопытно, но уже в будущем году план по сбору таможенных платежей увеличивается для ФТС почти в два раза - с 1,2 трлн. рублей до 2,1 трлн. рублей (см. справку). То есть за каждую минуту времени, сэкономленного при пересечении таможни (плановый показатель на 2006 год - 23 минуты, то есть на пять минут быстрее, чем в 2005 году), участники ВЭД заплатят почти 200 млрд. рублей.

Основной прирост бюджетных поступлений должны обеспечить экспортеры (рост поступлений экспортных пошлин в два раза - с 618 млрд. до 1,3 трлн. рублей). Впрочем, подобный рост в первую очередь обусловлен высокими ценами на нефть. Куда больше не повезло импортерам подакцизных товаров, таких как алкоголь и табак. В 2006 году они должны заплатить в казну в 3,5 раза больше, чем в 2005 году (21 млрд. рублей против нынешних 6 млрд. рублей), а к 2008 году акцизные доходы от импорта должны вырасти в пять раз - до 30 млрд. рублей. Кроме того, в докладе отмечается, что "с целью пополнения доходной части федерального бюджета необходимо привести законодательные акты о таможенной стоимости в соответствие современным требованиям, что будет способствовать повышению результативности государственного контроля". Очевидно, что в ближайшее время планы по сбору доходов в бюджет по-прежнему будут играть для таможенников главную роль.

Таможенные платежи и таможенная стоимость

В пятницу на заседании коллегии Счетной палаты (СП) обсуждали итоги проверки полноты начисления и перечисления в бюджет таможенных платежей и других налогов от участников ВЭД при вывозе и ввозе товаров в РФ за 2004 год и истекший период текущего года в Южном таможенном управлении (ЮТУ). Аудиторы пришли к выводу, что при экспорте в 2004-2005 годах через таможни ЮТУ серы, газа, энергетических углей, нефти и нефтепродуктов с учетом конъюнктуры цен мирового рынка должно было поступить на 275 млн. долларов больше, чем удалось собрать таможенникам.

На коллегии отмечалось, что в соответствии с действующим законодательством стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при заключении сделки. При этом, по мнению СП, таможенные органы практически лишены возможности контролировать уровень контрактных цен.

В результате проверки выяснилось, что занижение стоимости при экспорте газа и серы позволило участникам ВЭД минимизировать таможенные платежи на сумму свыше 330 млн. рублей, а также уменьшить платежи по налогу на прибыль. Кроме того, СП утверждает, что манипуляции с таможенной стоимостью позволяют отдельным участникам ВЭД вывозить товары без учета их реальной стоимости, в результате чего валютная выручка от экспортных сделок в полном объеме в страну не возвращается. Занижение контрактных цен является одной из форм фактически легального вывоза валюты за рубеж , - отмечают аудиторы.

Количество же транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами в страну через пункты ЮТУ, но информация о вывозе которых в установленные сроки в ЮТУ не поступала, составило 5,7 тыс. в 2004 году и 4,8 тыс. за 9 месяцев 2005 года. В результате в сумме за два года бюджет недосчитался 36 млн. евро. На коллегии принято решение направить представления в Минфин и ФТС России, а также информационные письма в правительство, Минэкономразвития, ФНС и Росфинмониторинг.

Gzt.Ru 19.12.05