08.09.11

Миллион с алых роз

Лидерство России по ввозу цветов привело к одному: букеты дорожали и будут дорожать Первая неделя сентября из-за начала учебного года принесла колоссальный доход цветочникам. На это время пришлось 10% суммы годового оборота цветочного рынка России или 250 миллионов долларов США. Страна становится мировым лидером по ввозу цветов из-за рубежа. Но почему тогда при таком изобилии и, казалось бы, конкуренции, мы платим за аленький цветочек вдвое дороже, чем за кило курицы?

Рентабельность цветочного бизнеса достигает 200%. Такой сверхприбыли нет ни в одном легальном секторе экономики. Большой доход приносит алкоголь, но его, в отличие от цветов, государство неустанно пытается контролировать и облагать налогами.

Чтобы понять, кто и сколько зарабатывает на букетах и какой должна быть их справедливая цена, возьмем для примера 50-сантиметровую красную розу. Ее, вопреки убеждению, выращивают не в Голландии, а в Кении, Зимбабве, Израиле, Эквадоре, Индии. Себестоимость срезанного там цветка в переводе на российскую валюту - 30 копеек. Урожай красных роз ежедневно выставляют на аукционы. Самый крупный - в Голландии. Залы торговых площадок хорошо оборудованы. На мониторах - информация о лотах. Каждую минуту заключаются сотни сделок, а ежедневный оборот на голландском аукционе превышает 15 миллионов евро. "Стоимость цветка движется по нисходящей. Его стартовая цена - 1 доллар. Конечная - 3 цента", - рассказывает вице-президент Союза цветоводов "Евразия" Сергей Сколков. Таким образом, импортеры покупают розы для России по цене от 1 до 30 рублей.

После заключения сделок цветы загружают в специальные холодильники, чтобы наземным или воздушным транспортом доставить в Санкт-Петербург и Москву. Оттуда их будут развозить по всей России. Первую часть своей прибыли государство получит на таможне. Размер пошлины - 15 процентов от стоимости партии. Однако на время праздников индекс таможенной пошлины может повышаться. Делается это следующим образом: в обычные дни, когда кто-то покупает розу за 0,2 евро, а кто-то за 0,3 евро, таможенная служба "доводит" стоимость перевозимой партии до максимальной цены - 0,3 евро. Во время российских праздников, которые хорошо известны брокерам в той же Голландии, цена за розу стоимостью 0,2 евро может повышаться до 0,7 евро. Соответственно, российская таможня повышает цену для всех партий ввозимых цветов до 0,7 евро. Если прибавить к этой цене 15 процентов таможенной пошлины, получается, что 30 рублей - это максимальная цена, по которой даже в праздники среднестатистическая красная роза попадает в Россию.

Вторую часть прибыли государство соберет в виде налогов от розничной продажи цветов. Проблема в том, что конечная стоимость бутонов, как и их количество, на стихийных цветочных рынках, особенно в регионах, не контролируется. Получается, что казна недополучает налоговые отчисления, а покупатель в 3-5 раз переплачивает за розу.

Почему же цветок, который попадает в Россию максимум за 30 рублей, может продаваться от 100 до 200 рублей? И почему вопреки известному принципу экономики когда чем выше конкуренция (цветочный рынок не монополизирован), тем ниже цены, один цветок стоит в два раза дороже, чем, например, килограмм курицы? Притом что трудоемкость и затраты в птицеводстве выше в разы.

"В конечную стоимость цветка закладываются все возможные риски. Но, если честно, это просто жадность", - говорит президент Флористического союза Наталья Корнеева. "Для исправления ситуации можно предельную цену на цветы назначать в России, но законодательно это сделать почти невозможно. Второй путь - развивать цветоводство в стране", - добавляет эксперт.

Пока нет ни первого, ни второго. Российский цветочный рынок, годовой оборот которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов США, а показатели рентабельности сравнимы с проституцией и наркоторговлей, фактически отдан на откуп импортерам и спекулянтам.

Между тем минсельхоз разработал программу, по которой обещана господдержка строительства овощных теплиц. Теоретически, вместе развитием овощеводства могли бы уделить внимание и цветоводству, но, как пояснил "РГ" директор Департамента госполитики в сфере АПК и информации Минсельхоза России Олег Аксенов, цветы не являются сельскохозяйственной продукцией. По части министерства к ним имеет отношение только подведомственный Россельхознадзор. Он выполняет функции фитосанитарного контроля при ввозе импортной цветочной продукции в Россию. "К тому же государство поддерживает производство товаров первой необходимости - молока, хлеба, мяса. И минсельхоз выполняет задачи, прописанные в доктрине продовольственной безопасности. Цветы, скорее, предмет роскоши, а не важный продукт питания. К тому же если у человека немного денег, то он может купить 1 розу, а не 50", - поясняет Аксенов.

Кстати, по словам собеседника "РГ", несколько лет назад сверхприбыльным делом был ввоз мяса. Спустя какое-то время импортеры поняли, что гораздо выгоднее развивать птицеводство и свиноводство внутри страны. И стали вкладывать деньги в создание животноводческих и птицеводческих комплексов уже в России. На этом этапе власть их поддержала. Так может сложиться и с цветочным рынком. "Бизнес должен быть заинтересован в развитии цветоводства в стране хотя бы потому, что государство может в любой момент сильно поднять таможенные пошлины на импорт", - считает Олег Аксенов.

Каким же образом можно развивать отечественное цветоводство? Во-первых, объясняет вице-президент Союза цветоводов "Евразия" Сергей Сколков, можно выращивать цветы в Абхазии и Краснодарском крае.

Климат в других регионах просто не подходит, а создание цветочных теплиц - дело затратное. "В России стоимость квадратного метра при строительстве хорошей теплицы обойдется в 300 евро. А, например, в Эквадоре всего в 20 долларов", - объясняет Сколков. Но даже если "выбить" на юге страны землю для цветов, надо привлекать зарубежных специалистов. Они, в отличие от отечественных, знают, как наладить бизнес. Кстати, "цветочная доля" составляет около 3% в структуре ВВП Нидерландов.

Впрочем, по мнению Сколкова, есть еще один путь удешевления конечной стоимости букетов. Можно, минуя цветочных трейдеров, наладить прямые их поставки в Россию из Африки и Латинской Америки. Однако президент Флористического союза Наталья Корнеева это убеждение не разделяет. "Некоторые компании уже это делают. Но вы же видите, что на конечной стоимости это никак не отражается", - говорит эксперт.

Впрочем, скоро за счет таких прямых поставок, которым обещает помочь Торгово-промышленная палата, в стране должна заработать сеть магазинов, в которых будут продавать 9 роз за 99 рублей, рассказывает Сколков.

В перспективе, но уже совсем далекой, Россия могла бы открыть и свою цветочную биржу. По типу тех, что работают в Европе. А с учетом возможностей Таможенного союза цветы можно выращивать и в теплых регионах Белоруссии и южном Казахстане. Идея с созданием биржи уже неоднократно обсуждалась, но дальше разговоров дело не пошло. И пока Россия остается лидером не только по ввозу цветов, но и по неконтролируемой жадности игроков на этом рынке.

Российская газета