28.09.20

Минэкономразвития ожидает снижения грузовых ж/д перевозок на 4,5%

FINMARKET.RU- Министерство экономического развития РФ оставило неизменными параметры индексации грузовых железнодорожных тарифов в ближайшие три года.

1 января 2021 г. они вырастут на 3,7%, в 2022 г. - на 3,6%, в 2023 г. - на 3,8%, в 2024 г. - на 3,9%, следует из опубликованного в субботу макропрогноза ведомства. Такие же цифры Минэкономразвития приводило год назад в аналогичном документе. Индексация в 2024 г., как ожидалось ранее, составит 3,9%.

С 2018 г. ставки повышаются по принципу "инфляция минус". Размер индексации рассчитывается на основе макропрогноза министерства как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта. Такая формула будет действовать в период до 2025 г.

При этом в базе тарифа сохранятся установленные ранее целевые надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры (2%) и на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ (в 1,5%): они должны быть отменены в 2026 и 2022 гг., соответственно - ставки уменьшатся на аналогичную величину.

В 2020 г. грузовые тарифы были проиндексированы на 3,5%. На такую же величину они выросли и в 2019 г., но при этом тогда в прейскурант были перенесены надбавки на перевозки за рубеж (за исключением алюминия и нефтяных грузов) в размере 8% и введена 6%-ная наценка на порожние рейсы вагонов.

Перевозки

Министерство экономического развития РФ в 2020 году ожидает снижения грузовых железнодорожных перевозок на 4,5%, до 1,221 млрд тонн, говорится в макропрогнозе ведомства.

"С начала года тенденции снижения погрузки сохранились в условиях продолжающегося ухудшения конъюнктуры на ключевых товарных рынках, прежде всего - сырьевых, а также нестабильной макроэкономической ситуации, обусловленной сложной эпидемиологической обстановкой", - отмечает регулятор.

Министерство напоминает, что произошло падение перевозок практически всех грузов, в первую очередь - угля, нефти и нефтепродуктов, леса и черных металлов.

Приводящиеся в документе цифры 2019 года - 1 млрд 279,4 млн тонн (-0,9%) - близки к данным по погрузке (внутренние перевозки + экспорт), представляемым ОАО "Российские железные дороги" (1 млрд 278,1 млн тонн, -0,9%). Вместе с тем, последние прогнозы РЖД на 2020 г. существенно оптимистичнее министерских.

В середине сентября стало известно, что монополия ожидает сокращения погрузки лишь на 3,5% (до 1,234 млрд тонн) вместо ранее заявлявшихся 5%. По итогам января-августа 2020 г. погрузка была на 4% ниже, чем в том же периоде 2019 г. (816,9 млн тонн).

"На горизонте до 2023 г. прогнозируется восстановительный рост перевозок железнодорожным транспортом (1 млрд 303,9 млн тонн)", - также говорится в макропрогнозе Минэкономразвития.

При этом в документе ведомство указывает на фактор недостаточной развитости подходов к морским портам: "Большинство железнодорожных подъездных путей не обеспечивают возросший поток грузов", - пишет министерство, подчеркивая важность решения этого вопроса в среднесрочной перспективе.

"Российские железные дороги", согласно их сентябрьским материалам, ожидают в 2021 г. увеличения погрузки на 2,6% (до 1,265 млрд тонн). При этом в конце августа первый замглавы РЖД Вадим Михайлов называл чуть более высокую цифру. "Мы 2,8% (роста погрузки в 2021 г. - ИФ) в финансовом плане закладываем. Но до конца не знаем, как закончим 2020 г.", говорил он.