06.04.05

Минэкономразвития за консолидацию информационных ресурсов налоговых и таможенных органов

Из выступления Г.О. Грефа на парламентских слушаниях по теме: "Налоговая реформа, состояние и перспектива".

Для улучшения администрирования НДС с целью стабильного и прогнозируемого пополнения источников доходов бюджета и расходов в части возмещения НДС, с одной стороны, и снижения нагрузки косвенного налогообложения, с другой стороны, следует создать систему Единого информационного пространства по НДС.

Данная система должна предусматривать консолидацию информационных ресурсов налоговых и таможенных органов, банковского сектора с целью подтверждения объемов и правомерности расчетов по НДС.

Совместное формирование и использование информационных ресурсов требует наличия соответствующей нормативно-правовой базы. Для координации этой работы считаем целесообразным создание специальной координационной рабочей группы с последующей подготовкой соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

Решение указанных проблем возможно только путем комплексной автоматизации деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на основе обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам и разработки новых автоматизированных информационных систем контроля за фактическим вывозом товаров и транспортных средств при экспорте с использованием предварительного информирования таможенных органов и информации, поступающей от таможенных органов других государств, а также разработки автоматизированной системы по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства организациями - экспортерами и правомерности возмещения НДС, рассчитанного по ставке 0 процентов.

Другой мерой, позволяющей улучшить администрирование НДС, является создание и ведение открытого (публичного) федерального реестра налогоплательщиков НДС, системы накопления и анализа информации, содержащийся в счетах-фактурах, а, возможно, и банковских выписок, представляемых налогоплательщиками в электронном виде.

Открытый (публичный) федеральный реестр налогоплательщиков по НДС позволит налогоплательщикам проверить нахождение контрагента в данном реестре, подтвердив правомерность использования вычета по налогу.

Таким образом, открытый федеральный реестр, по нашему мнению, является защитой добросовестного налогоплательщика от предприятий, не являющихся плательщиками НДС или фирм, которые используются при незаконных серых схемах.

Основным документом, необходимым для начисления и обоснования вычетов по НДС должен являться счет-фактура, который отражает всю информацию, необходимую для исчисления и уплаты налога.

Принцип системы накопления и обмена информацией по НДС предусматривает обязательное ведение электронной базы данных для хранения и обработки информации, поступающей от плательщиков НДС, обмен информацией в системе налоговых органов.

Предлагаемая мера поможет отслеживать технологические цепочки производства от сырья до конечной продукции, оценить соответствие реальным затратам применяемых налогоплательщиками цен и, тем самым, эффективно бороться со случаями лжеэкспорта и незаконного возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость.

Применение системы единого информационного пространства подразумевает наличие современных компьютерных технологий не только у налогоплательщиков, но и в налоговых и таможенных органах. В силу этого, создание данной системы является высокозатратной мерой, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Пресс-служба МЭРиТ 06.04.05