25.05.11

Минтранс объявил войну стоящим вагонам

С увеличением объемов грузоперевозок в России наметился дефицит вагонов. Минтранс намерен сделать экономически невыгодным для грузоотправителя простой вагонов на станциях погрузки.

Правила, которые будут регулировать нахождение вагонов на станциях, должны вступить в силу уже через полгода, отметил вчера на расширенном заседании Комиссии по естественным монополиям верхней палаты парламента замминистра транспорта Андрей Недосеков.

Таким образом, планируется уменьшить простои вагонов на станциях погрузки и разгрузки, так как на данный момент "спящие" вагоны создают много проблем на железной дороге. Мало того, что они занимают пути, но еще и способствуют дефициту вагонов. По словам Недосекова, есть факты, когда небольшие частные перевозчики сознательно ожидают выгодного для себя груза, а дешевые перевозки оставляют на усмотрение РЖД.

Но это не единственная проблема, которая возникла по ходу реформирования железнодорожного транспорта. Многие грузоотправители предпочитают вести грузы в порт, так как тарифы на перевалку грузов там ниже, чем через сухопутные таможенные пункты. Замруководителя Федеральной службы по тарифам Тамара Стебунова отметила, что ее служба уже ведет работу по выравниванию тарифов для портов и погранпереходов. ФСТ направила свои расчеты в минэкономразвития. Пока же отправлять вагон за границу невыгодно еще и потому, что зарубежные операторы не сразу возвращают вагоны, а перевозят грузы по своей территории в них. Россия ведет переговоры в рамках пространства 1520 (ширина колеи), чтобы дисциплинировать коллег железнодорожников, но о конкретных договоренностях Недосеков журналистам говорить не стал.

В любом случае, по словам старшего вице-президента РЖД Валерия Решетникова, операторам требуется большое количество новых вагонов. Пока отечественные производители обещают исправить ситуацию и увеличить выпуск вагонов в 2012 году. А дефицит вагонов влечет за собой рост их стоимости, а как следствие - возрастает и тариф на перевозку. При этом самих вагонов в России стало на 25 процентов больше за пару лет, но увеличился в два раза срок их оборота, подтвердил Недосеков.

Дело в том, что маршруты грузоперевозок стали длительнее. На данный момент хозяйствующие субъекты, которые владеют одним или двумя вагонами, предпочитают грузить, например, зерно у себя, а не возить в элеватор, как делалось ранее. Вертикально интегрированные компании также стараются использовать сырье со своих месторождений, хотя иногда они находятся за пару тысяч километров от пункта назначения. Все это увеличивает объемы движения и нагрузку на сеть. Хотя она не всегда неоправданна.

Для координации перевозок и чтобы не создавалась ситуация, когда на станции скапливается большое количество вагонов, затрудняется движение, создается электронная система. Пока же грузоотправитель пользуется моментом при большом скоплении операторов, проводить аукцион на понижение стоимости перевозки. Но в России уже начала действовать в тестовом режиме электронная площадка для потребителей подвижного состава, отметил Решетников. Через нее можно найти на ближайшей станции вагоны, чтобы заказать грузоперевозку. В перспективе, отметил представитель РЖД, через электронную систему планируется заключать контракты, подтверждая их электронной подписью.

Такая система нужна не только РЖД, но и частным компаниям, в том числе и ее "дочкам". Пока, по словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, на дочерние компании РЖД распространяются требования осуществлять перевозки на условиях общего парка. И РЖД вполне может быть привлечено антимонопольной службой как доминирующий хозяйствующий субъект за необоснованный отказ в перевозке. Электронная система должна сделать более прозрачной и систему заказов по перевозке и уменьшить претензии грузоотправителей.

Российская газета