05.11.08

Мировой финансовый кризис увеличит транзитные возможности Казахстана

В Москве и Астане не скрывают: Россия и Казахстан обречены на сотрудничество. У наших стран много общего – схожие модели экономик, участие в серии совместных стратегических проектов.

– Владимир Леонидович, почему Россия выбрала именно Казахстан в качестве одного из главных стратегических партнёров на постсоветском пространстве?

– Во-первых, после распада Советского Союза все бывшие республики были равны. В дальнейшем каждое новое независимое государство стало по-своему развивать экономику, связи, отношения с мировым сообществом. В итоге на постсоветском пространстве выявились два лидера – Россия и Казахстан. Взаимодействовать Астане и Москве выгодно по той причине, что экономическое развитие двух республик находится примерно на одной и той же стадии.

Во-вторых, после развала СССР республики разделились на две категории, связанные со структурой их экономик, – на энергоэкспортирующую и энергонедостаточную, в основном выполняющие транзитную функцию. У стран с такой разной направленностью экономик интересы часто бывают противоположными. А у государств с близкой структурой экономик возникают общие интересы, схожие проблемы и их решения. Россия и Казахстан стремятся за счёт экспорта энергоресурсов и полезных ископаемых уйти от сырьевой зависимости, модернизировав и преобразовав свои экономики. Москва и Астана также заинтересованы в наиболее безопасном, с наименьшими издержками в транзите своих энергетических и минеральных ресурсов в развитые центры мировой экономики – как на Запад, так и на Восток.

В-третьих, нельзя не отметить достаточно гибкую и разумную политику казахстанского руководства в отношениях с окружающим миром. Здесь можно действительно говорить о многовекторности, поскольку некоторые другие страны СНГ под этим термином, скорее, понимают одностороннюю ориентацию на взаимодействие с Западом.

– Главная проблема экономики Казахстана – хозяйство страны основано на сырье. Власти направляют немалые усилия на то, чтобы уйти от экспортно-сырьевой направленности экономики. Сможет ли Астана решить эту проблему?

– Этот вопрос следует рассматривать в определённом временном отрезке. Казахстанские власти, как и российские, хотят, чтобы сегодня мы заснули сырьевой державой, а завтра проснулись постиндустриальной. Такого в одночасье не бывает. Москва и Астана делают всё возможное, чтобы максимально ускорить этот процесс, но осознают необходимость интенсивной работы по диверсификации экономики, переориентировании её на современные инновационные технологии.

– Казахстан первым среди стран СНГ получил статус страны с рыночной экономикой. Как ему это удалось?

– Власть в этой стране, по меркам Запада, недостаточно демократична. Однако режим Нурсултана Назарбаева стабилен на протяжении долгого периода. Таких политических перипетий, которые отбрасывали российскую экономику назад, в Казахстане в начале 1990-х не было. Астана медленно, но верно продвигалась вперёд, сумев в 1990-х годах решить многие из тех экономических проблем, с которыми Россия столкнулась в 2000-х.

– Как повлияет на экономику Казахстана мировой экономический кризис?

– Он повлияет на экономику всех государств. Кризис в Казахстане начался несколько раньше, чем в других странах СНГ, по той причине, что эта республика в банковской сфере вырвалась вперёд. Кризис в первую очередь ощутили те государства СНГ, которые сумели встроиться в мировые экономические – в том числе финансовые – отношения. Но это не значит, что для Астаны кризис будет наиболее тяжёлым. Раньше – это не значит сильнее. Россия и Казахстан накопили достаточные валютные резервы, имеют большой запас прочности, чтобы с наименьшими издержками пережить происходящее.

Другое дело, что некоторые страны почувствуют кризис на втором этапе, когда резко начнёт падать спрос, когда начнётся рецессия в мировой экономике. Вот они могут оказаться в катастрофическом положении.

– Есть ли у Казахстана конкурентные преимущества, которые позволят ему преуспевать во внешней политике?

– Астана занимает ключевое положение на Евразийском континенте. Кстати, рецессия, которая наиболее сильно ударит по странам европейского сообщества, увеличит транзитные возможности Казахстана.

– Казахстан – полноправный участник прозападного проекта ТРАСЕКА – прямого конкурента лоббируемого Россией транспортного коридора «Север – Юг». Астана одновременно участвует и в этом проекте. Как вы думаете, не придётся ли казахстанским властям сделать выбор в пользу одного из них?

– Многие вспоминают старинную мудрость о том, что кризис – это не только проблемы, но и возможные новые пути развития. Мне кажется, что на ближайшие несколько лет проблема выбора для Казахстана отпадает. Энергетические потоки (это недавно продемонстрировал визит китайского премьера в Россию) начнут перемещаться в восточном направлении, поэтому западное значительно ослабнет. Будем говорить прямо: у европейцев и американцев не будет столько денег, сколько необходимо для вложения в проект ТРАСЕКА.

Кстати, я не очень уверен, что у России и Казахстана найдутся возможности на «Север – Юг». Не случайно Москва договорилась с Пекином о кредите на продолжение прокладки трубопровода в восточном направлении. Кроме того, проект ТРАСЕКА много рекламируют, но умалчивают один факт. Если страны Каспийского региона, в том числе Иран и Россия, не договорятся о распределении зоны экономической ответственности в море – озере, то ТРАСЕКА, предусматривающая прокладку трубопровода через Каспий, просто юридически не будет иметь права на существование.

– Недавно казахстанский вице-министр индустрии и торговли Жанар Айтжанова заявила, что действующая в стране таможенная пошлина на экспорт сырой нефти затрудняет переговоры по вступлению страны в ВТО. Каковы, на ваш взгляд, перспективы присоединения Астаны к этой организации?

– Думаю, что в этой ситуации Астана будет осторожно относиться к форсированному присоединению. Во-первых, учитывая, что ВТО не регулирует отношения в топливно-энергетической сфере, Астане не очень выгодно вступление в международный торговый клуб. Во-вторых, казахстанское руководство внимательно посмотрит, что произойдёт с товарооборотом Украины с Россией. Ведь Киев, вступив в ВТО, начал подчиняться правилам этой организации. Астана не случайно тормозит процесс интеграции в эту структуру, прекрасно понимая, что по политическим соображениям вступать в ВТО себе дороже. Надо присоединяться к этой организации, просчитав все экономические плюсы и минусы. Я думаю, что прагматичные казахстанские власти думают о присоединении к ВТО лишь одномоментно с Россией.

«Гудок», 05.11.2008