03.06.11

Мнение бизнеса о таможенной реформе РФ

Российский бизнес глубоко обеспокоен последними реформами 2010-2011 гг., проводимыми Концепции таможенного оформления и таможенного контроля.

В данной Концепции декларируется и утверждается необходимость строительства "Таможенно-логистических терминалов" (ТЛТ) и перевода таможенного оформления в места приближенные, в частности, к европейской государственной границе страны. С другой стороны, мы видим искреннее желание руководителей нашего государства о включении в состав ТС дружественного государства Украины. Если предположить, что Украина войдет в состав ТС хотя бы в варианте 3+1, то такие ТЛТ будут практически не нужны на российско-украинской границе. А таможенное оформление на них будет не актуально, в связи с технологичной прозрачностью границ внутри ТС, соответственно, пропадает необходимость в ТЛТ.

Такая же участь может постигнуть ТЛТ, которые предлагается строить российскому бизнесу вдоль границ с Европейскими государствами Евросоюза, в частности, со странами Прибалтики под Псковом, на участках российско-финляндской границы, т.д. При этом у нашего государства есть огромное желание, как можно быстрее интегрироваться в Европейский союз, где в прямом смысле границы так же отсутствуют. Процесс интеграции может ускориться, если Россия договориться о безвизовом режиме с Евросоюзом. А там и рукой подать к зоне свободной торговли с Евросоюзом. А что делать с теми ТЛТ, которые построят наши предприниматели у прозрачных границ? По-видимому, они останутся памятниками чиновничьей бездарности и предпринимательской наивности, но в рамках "Концепции…".

На этом фоне внутри нашей страны, по мировому примеру, в пригородах крупнейших мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, и др., построены крупные логистические парки с современными складскими комплексами, с прекрасной транспортной инфраструктурой, с большими автомобильными площадками, с высокоскоростными информационными коммуникациями. Функция таких логистических парков изначально состояла в том, чтобы принимать, обрабатывать, хранить и перераспределять товарные потоки для крупных городов и областных центров с минимальными затратами на транспортную, таможенную и складскую логистику. Статистически подавляющее большинство транспортных потоков с импортными грузами в итоге оказывается в этих современных, пригородных логистических парках. Это происходит потому, что реальными потребителями импорта являются граждане и предприятия этих мегаполисов и близлежащих регионов. Возникает риторический вопрос, зачем перемещать таможенное оформление на границу, которая в прямом смысле скоро растворится. На границу, где нет ни социальной, ни транспортной, ни информационной инфраструктуры. Где не было, и по-видимому не будет профессиональных кадров для таможенного оформления, имеющихся к крупных городах и пригородах России. Зачем тратить огромные финансовые и людские ресурсы на физически не окупаемые приграничные проекты, навязывая их бизнес-сообществу? Уже и так все что нужно построено для таможенной, транспортной и складской логистики. Надо лишь умно и эффективно этим распорядиться.

Другая проблема состоит в том, что на фоне крупных и современных логистических парков в Московской и Ленинградской областях существуют и работают в таможенном оформлении старые, ветхие и не приспособленные для больших импортных потоков и современных технологий, склады, категории "B-", "С" и "D". Такие склады сами таможенники называют "терминалами сарайного типа". Там маленькие зоны таможенного контроля, старые изношенные коммуникации, неудобные помещения для современной таможенной и складской логистики. Из 19 таможенных постов и 8 ОТО и ТК размещенных на базовых СВХ в Московском регионе, к классу "А" можно отнести не более 2-3 СВХ! Но почему-то сегодня, преимущественно именно на ветхих складах размещены таможенные органы, и такие "склады" именуются "Базовыми СВХ"! При этом блокируются всеми силами действительно современные, крупные СВХ класса "А", начиная с не необъяснимой не целесообразности размещения на них таможенных органов, заканчивая запретом внутритаможенного транзита под гарантии банков с базовых СВХ на внешние, современные СВХ.

В связи с "устойчивой тенденцией" по совершенствованию таможенной инфраструктуры РФ, лучше всего для бизнеса и ФТС РФ в Московской и Ленинградской областях объявить открытые тендеры под присмотром ТПП РФ, МЭР, ОПОРЫ, РСПП с участием ЦТУ и СЗТУ, на размещение в лучших, современных, технологичных терминалах таможенных органов РФ. Поверьте, проблема сама рассосётся, причем быстрее, чем можно себе это представить!

Следующая проблема в рамках реализации Концепции, это скачкообразное увеличение стоимости таможенного оформления для участников ВЭД, предприятий и организаций брокерской услуги от 30 до 100%! Оно было вызвано локальной монополизацией права закрытия доставки таможенным органом, удачно размещенным, например, в сарайном СВХ. Хотя ранее предполагалось, что отдел закрытия доставки будет размещаться на всех крупных внешних СВХ. Однако реальность оказалась куда более прозаичной и жесткой. С 22 февраля 2011 года начался процесс перевода всех таможенных операций на базовые СВХ, включая операции по закрытию доставки, даже если эти базовые СВХ не были к этому приспособлены. Что бы увидеть это, надо посетить "базовые сарайные СВХ" и увидеть вереницу очереди в 50-70 фур ждущих заезда на миниатюрную ЗТК (зону таможенного контроля).

В результате этого процесса сформировался запрет о перемещении импортных грузов под гарантии уполномоченных банков с базовых СВХ на внешние СВХ. Хотя это противоречит ряду статей Таможенного кодекса Таможенного союза. Кстати, это перемещение с базового СВХ на внешний СВХ раньше было обычным рутинной операцией для участников ВЭД. В этот период между базовыми и внешним СВХ была нормальная конкуренция, стабилизирующая рост цен на таможенное оформления. Однако, в результате не продуманных и незаконных мероприятий, с начала 2011 года прекратило своё существование около половины внешних СВХ в Московском регионе. Это сокращение происходило и по вынужденным экономическим причинам, в связи с оттоком клиентов с внешних СВХ на базовые СВХ. Значительное сокращение внешних СВХ ускорилось благодаря внешнему прессингу таможенных органов на эти СВХ. А так же в результате черного пиара коммерсантов, владеющих базовыми СВХ по отношению к своим конкурентам внешним СВХ. Так наиболее действенная "информация" об конкуренте клиенту, участнику ВЭД, было утверждение и коммерсантов, и таможенников (слились в экономическом экстазе), что такой внешний СВХ не дотянет и до Пасхи, до майских праздников, до июня и т.д. До сих пор утверждается, что выжившие внешние СВХ, которые не сдадут по "хорошему" свои Свидетельства, "замочат" прокуратурой к ноябрю 2011 года. Это час "Х" когда, собственно, ФТС РФ решило оставить на весь Московский регион, с населением и потреблением, как в приличной европейской стране, всего 8-10 базовых СВХ с таможенными органами!

Удивительна статистка Центрального таможенного управления, размещенная в СМИ, относительно реализации Концепции ФТС РФ. Из неё следует, что после закрытия большинства СВХ и вывода таможенных органов из Москвы в 2009 г., из СПб в 2010 г., после значительного сокращения таможенных органов и СВХ в Московском регионе и Ленинградской области, в период 2010 г. и начале 2011 года, к границе на таможенное оформление перешло не более 5 % участников ВЭД. А если предположить, что примерно в этом же объеме московские и питерские коммерсанты осуществляют удаленный выпуск на границе, оформляя таможенные декларации через Интернет в своем городских или областных офисах, то суть и основа Концепции вообще распадаются, как утренний туман.

Конечно, если мы хотим пойти в прошлое, в СССР, когда существовали различные Внешнеторговые и Внешнеэкономические Объединения. Когда государственная граница была единой и далекой от центров потребления товаров. Когда в нашу страну оперативно можно было завезти разве что глубоко замороженный продукт, не потребляемый нигде в мире, кроме нас с Вами. Когда за любую поставку с импортера бралась 100% предоплата, а срок поставки был таков, что когда товар приходил, он устаревал, либо падал в цене на мировом рынке. Тогда как в соц. лагере такой товар продавался по завышенной цене. Если все это то, чему мы научились за 25 лет после "Перестройки", имейте в виду, господа чиновники, на дворе все-таки 21-й век! И мы стремимся в ВТО, а не в противоположную сторону!

Финам.инфо