27.06.08

Moller-Maersk ищет путь к причалу

Лидер мирового рынка морских контейнерных перевозок датская A. P. Moller-Maersk Group ведет переговоры с Минтрансом о строительстве терминала в Ильичевском морском торговом порту. В Украине рост мощностей по перевалке контейнеров не успевает за спросом на эти услуги и новый терминал гарантированно будет загружен.

Министерство транспорта и связи ведет переговоры с голландской APM Terminals (терминальное подразделение группы A. P. Moller-Maersk A/S) о проектировании и строительстве контейнерного терминала в Ильичевском морском торговом порту, сообщили вчера в Минтрансе. Представители APM Terminals уже встретились с главой ведомства Иосифом Винским и побывали в порту. "У нас есть небольшой терминал в Констанце в Румынии на 100 TEU. Сейчас мы присматриваемся к другим портам в регионе",– подтвердил факт переговоров генеральный менеджер по проектам и развитию бизнеса APM Terminals в Европейском регионе Евгений Жученко. По словам советника начальника порта Станислава Стребко, для строительства терминала Минтранс и APM Terminals создадут совместное предприятие.

APM Terminals со штаб-квартирой в Гааге (Голландия) – один из крупнейших операторов контейнерных терминалов в мире. Объем перевалки через более чем 50 терминалов в 31 стране в 2007 году составил 78 млн TEU, выручка – $2,5 млрд, чистая прибыль – $111 млн. Входит в датскую группу A. P. Moller-Maersk A/S, занимающую первое место в мире по объему контейнерных перевозок: владеет флотом из более 550 контейнеровозов и 860 танкеров. Капитализация на 13 марта – $45,4 млрд.

Maersk уже несколько лет является крупнейшим оператором контейнерного подразделения Ильичевского порта, обеспечивая около 40% общего оборота порта, говорит начальник Ильичевского порта Геннадий Скворцов. Ильичевск – единственный порт в стране, способный на регулярной основе принимать океанские контейнеровозы объемом 6 тыс. TEU. "На мировой рынок морских товарных перевозок все сильнее влияет подорожание топлива,– отмечает директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Валентина Михайлова.– И перевозчикам намного выгодней плавать на больших кораблях и обслуживаться в крупных портах-хабах. Если Ильичевск нарастит свои мощности до 3-4 млн TEU в год, он окажется на гребне волны". Мощности нового терминала стороны пока не обсуждали, говорят в порту и министерстве. Но объем обслуженных в украинских портах контейнеров Maersk в 2007 году составил около 150 тыс. TEU.

ГП "Ильичевский морской торговый порт" входит в тройку крупнейших портов в Украине. Владеет семью погрузочно-разгрузочными терминалами с 29 причалами. Объем грузоперевалки в 2007 году – 16 млн т. Наиболее активно в порту развивается перевалка контейнеров: в I квартале текущего года было обработано 272,5 тыс. TEU, что на 60% выше показателя за аналогичный период минувшего года.

Контейнерные перевозки являются одним из самых динамичных сегментов грузоперевозок во всем мире – в 2007 году, по данным APM Terminals, он увеличился на 11%. В Украине темпы роста еще выше – вводимые мощности не успевают за спросом на их услуги. "В прошлом году компания 'Укртрансконтейнер' реконструировала терминал в Ильичевске, увеличив его объем вдвое – до 850 тыс. TEU. Но и после этого спрос на новые мощности превышал предложение,– рассказывает Валентина Михайлова.– У украинских портов удачные географическое расположение и логистика. Например, контейнер, обслуживаемый в Ильичевске, достигает отдаленных регионов европейской части России в среднем на семь дней раньше, чем тот же контейнер, сгруженный в Петербургском порту". Сейчас над строительством новых или расширением существующих контейнерных терминалов задумываются все крупные украинские порты, отмечают эксперты. Так, в Одесском порту уже началось сооружение нового причала – в его строительстве заинтересован еще один крупный морской перевозчик грузов, французская компания CMA CGM. После завершения строительства Одесский порт сможет дополнительно перерабатывать 150 тыс. TEU, говорит госпожа Михайлова.

КоммерсантЪ (Украина); 27.06.08