03.03.08

Монгольский транзит

РЖД и «Улан-Баторская железная дорога» будут развивать контейнерные перевозки и логистические технологии

ОАО «РЖД» и АО «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД) подписали соглашение о совместном развитии транзитных контейнерных перевозок, а также о внедрении на монгольской магистрали инновационных технологий.

В минувшую пятницу в столице Монголии Улан-Баторе президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин встретился с президентом Монголии Намбарыном Энхбаяром, министром дорог, транспорта и туризма Раднаабазарыном Рашем, а также с премьер-министром Монголии Санжаа Баяром.

На встречах обсуждались перспективы сотрудничества ОАО «РЖД» с АО «Улан-Баторская железная дорога», в частности возможность подготовки в России профессиональных кадров для железной дороги Монголии.

Также состоялась встреча Владимира Якунина и начальника АО «Улан-Баторская железная дорога» Ванчигдоржи Отгондэмбэрэла, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя компаниями.

Соглашение предусматривает совместную реализацию проектов по развитию транзитных грузопотоков из стран Центральной и Восточной Азии в Европу. В частности, предполагается разработать программу регулярного курсирования контейнерных поездов и установить конкурентоспособные, экономически обоснованные тарифы на транзитные контейнерные перевозки.

В рамках реализации проектов по пассажирским перевозкам компании также проработают вопрос о создании в рамках развития туризма скоординированной сети по продаже билетов с использованием современных информационных технологий.

ОАО «РЖД» и его дочерние компании по соглашению также будут содействовать УБЖД во внедрении инновационных технологий связи, ремонта железнодорожной техники, созданию единого дорожного центра управления и подготовке кадров.

Соглашение действует до 31 декабря 2008 года с возможностью продления.

Начальник департамента международных связей ОАО «РЖД» Алексей Аверин сообщил «Гудку», что на встрече Владимира Якунина с главой УБЖД обсуждались также вопросы взаимодействия в сфере развития перевозок нефти из России в Китай транзитом через территорию Монголии. А кроме того, перспективы взаимодействия двух компаний в связи с активизацией в Монголии работ по разведке и добыче полезных ископаемых.

Алексей Аверин сказал также, что переговоры по взаимодействию РЖД и УБЖД будут продолжены в апреле этого года в Москве, когда ожидается государственный визит в Россию премьер-министра Монголии Санжаа Баяра.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов сказал «Гудку», что активизация отношений с УБЖД и Монголией в целом для РЖД будет полезна с точки зрения дальнейшего развития транзитных перевозок из Китая в Европу и обратно. Он напомнил, что демонстрационный контейнерный поезд Пекин – Гамбург вышел из Пекина 9 января. В его составе было 49 фитинговых платформ, на которых установлено 78 крупнотоннажных контейнеров. Общая протяжённость маршрута составила 9780 км, время в пути – 15 суток. Рейс стал возможным благодаря сотрудничеству шести глав администраций железных дорог: Китая, Монголии, Польши, Белоруссии, России и Германии.

По мнению эксперта, в дальнейшем речь может идти о создании совместного предприятия по развитию таких проектов с учётом использования всех погранпереходов между Россией и Монголией и унификации тарифов. Геннадий Бессонов считает также весьма своевременным, что РЖД и УБЖД заранее обсуждают вопросы перевозок сырьевых грузов. Добывающая промышленность в Монголии только получает своё развитие, и на это обстоятельство уже обратили внимание во многих странах, пытаясь «прибрать» и рынок транспортировки ресурсов. Эксперт уверен, что более чем полувековое сотрудничество МПС, затем ОАО «РЖД» и УБЖД позволит выстроить взаимовыгодные логистические схемы перевозки транзитных контейнерных и ресурсных грузов по выгодным для обеих компаний направлениям.

Справка «Гудка»
Советско-монгольское АО «УБЖД» создано на основе соглашения между правительствами СССР и МНР от 6 июня 1949 года. Акции разделились между сторонами поровну: 50% акций – МПС СССР, 50% – Министерству транспорта МНР.

30 июля 2004 года Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера УБЖД, с монгольской стороны полномочия акционера осуществляет Министерство дорог, транспорта и туризма Монголии.

В 2007 году объём внешнеторговых перевозок грузов между Россией и Монголией железнодорожным транспортом увеличился на 11,3% по сравнению с 2006 годом и составил 1,3 млн тонн, в том числе объём экспортных перевозок составил 839,6 тыс. тонн, импортных – 236,4 тыс. тонн, транзитных – 238,2 тыс. тонн.

Объём перевозок внешнеторговых грузов между Россией и Китаем транзитом по Улан-Баторской железной дороге составил в 2007 году 3,43 млн тонн.

В сообщении Россия – Монголия курсируют поезд № 6/5 Москва – Улан-Батор, беспересадочные вагоны Иркутск – Улан-Батор и Москва – Эрдэнэт.

«Гудок», 03.03.08