24.12.25

​Мурманский балкерный терминал начал отгрузку калийных удобрений на экспорт

Стивидорная компания ООО «Мурманский балкерный терминал» (МБТ, вместе с ММТП входят в «Портовый альянс») 21 декабря начала перевалку на экспорт нового для себя вида груза – калийных удобрений. Погрузка первой партии объемом 35 000 т стартовала 21 декабря. Об этом журналистам 23 декабря рассказал исполнительный директор МБТ Павел Олейник.

Грузоотправителем стала компания из Центральной России, в МБТ не раскрыли ее название, уточнив только, что прямым клиентом выступил трейдер по экспортному контракту. Удобрения отправят через порт Мурманск в Южную Америку. В перспективе МБТ рассчитывает расширить географию отправки калийных удобрений, в том числе в рамках диверсификации грузового потока через порт Мурманск. Как отметил Олейник, сейчас они востребованы в Азии, Европе, Латинской Америке и т.д.

«Рентабельность нашей деятельности сильно упала, нам пришлось подстраиваться. Стабильного грузопотока, каким был уголь, на котором мы жили предыдущее десятилетие, у нас теперь нет. Надо выживать на том, что есть, уметь быстро изменяться», – отметил Олейник. Напомним, грузооборот порта Мурманск в январе-ноябре 2025 г. упал на 8,7% до 43,5 млн т. Перевалка ключевых активов «Портового альянса» из-за падения перегрузки угля в этом году может снизиться ниже 10 млн т (против почти 18 млн т в 2024 г.), прогнозирует Олейник.

Первая отгрузка калийных удобрений стала пробной для создания устойчивой технологической схемы, подчеркнул он. Между тем в компании уже оценили примерный объем перевалки на следующий год. «По условиям контракта, объемы перевалки калийных удобрений составят 1,5 млн т в течение 2026 г.», – рассказал он.

МБТ – единственный за Полярным кругом терминал, специализирующийся на перевалке минеральных удобрений. Его общая мощность – 8,4 млн т грузов в год. Но по итогам 2025 г. МБТ объем перевалки составит около 2,9 млн т, в 2024 г. грузооборот составил 3,9 млн т, в 2023 г. – 4,8 млн т. За 11 месяцев 2025 г. терминал обработал 2,6 млн т., основная часть или 55% – это минеральные удобрения (аммофос, карбамид, диаммонийфосфат, азотно-фосфорные удобрения), еще 31% – апатитовый концентрат, 9% – железорудный концентрат и ЖРО, 6% – прочие грузы (уголь, щебень, селитра).

Для реализации проекта МБТ модернизировал складскую инфраструктуру и внедрил технологию одновременной погрузки в разные трюмы судна. На причале №17 установили портальный кран «Витязь» производительностью 60 хопперов в сутки (их разгрузка осуществляется путем открытия разгрузочных люков над бункерной установкой с последующей передачей груза в трюм судна по системе передвижных конвейеров). Как ранее сообщало издание, в феврале МБТ объявил конкурс на выполнение капитального ремонта зданий и сооружений для подготовки комплекса к перевалке калийных удобрений. Начальная цена контракта составляла 367,37 млн руб. Согласно техническому заданию, до 30 ноября подрядчику необходимо было отремонтировать перегрузочную станцию, три купольных склада, железнодорожную разгрузочную галерею, а также галерею транспортера.

Как пояснили в МБТ, теперь суда можно загружать удобрениями параллельно с использованием двух технологий: через транспортерную ленту со склада в трюм и через выгрузку вагонов на бункерной установке на конвейер. «Общий процесс погрузки ускоряется за счет непрерывности потока груза», – рассказала коммерческий директор МБТ Наталья Коробкина.

Стоит отметить, что раньше калийные удобрения шли на экспорт, в основном, через порты Балтики, так как производителям было невыгодно отгружать их через Мурманск из-за длинного логистического плеча. Но с января, как уточнил коммерческий директор ММТП Владислав Яковчук, часть груза перебросят на Мурманск. Основная причина – высокая загруженность других площадок, прокомментировал изданию представитель «Портового альянса». У Мурманска есть и свои преимущества: прямой выход в море, глубоководность, что позволяет обрабатывать большие суда, в том числе класса capesize, наличие незамерзающего залива, удобная логистика на Восток. При этом есть и недостатки, главное – удаленность от производителей и высокие тарифы на железнодорожные перевозки.

Россия занимает второе место в мире по производству минеральных удобрений после Китая и является крупнейшим экспортером с текущей долей на мировом рынке 18-20%, такие данные на совещании с производителями озвучивал в марте 2025 г. заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Патрушев. По экспорту калийных удобрений РФ также на втором месте, отправляя ежегодно около 13 млн т в основном через порты Балтийского бассейна.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты видят хорошие перспективы для Мурманска по отгрузке калийных удобрений. Руководитель проектов практики «Инжиниринг» компании Strategy Partners Дмитрий Арестов подчеркивает, что экспорт удобрений сейчас упирается в простую вещь: нужно больше надежных ворот на Север и Восток, а привычные маршруты через Балтику и Европу стали дороже и труднее из-санкционных рисков, страхования и сервиса. Грузооборот Мурманского морского торгового порта в 2025 г. заметно упал, прежде всего, из-за угля, и параллельно усилилась конкуренция за угольные потоки из-за запуска новых мощностей в регионе. В такой ситуации новый экспортный груз, который можно регулярно возить большими партиями, способен частично закрыть выпадающие показатели и загрузить инфраструктуру, говорит эксперт.

«Но важно не путать площадки: калий пошел через Мурманский балкерный терминал, а не напрямую через Мурманский морской торговый порт, хотя они находятся в одной управленческой связке. Для балкерного терминала заявленные 1,5 млн т в год могут сильно улучшить картину, для общего результата по порту и по Мурманску в целом это скорее подпорка, а не спасение, потому что просадка на традиционных грузах измеряется другими масштабами», – подчеркивает Арестов.

Как добавляет генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, ценовая конъюнктура рынка калийных удобрений улучшается после снижения в 2024 г. и это позволяет трейдерам финансировать более длинные логистические маршруты. «Ключевые экспортные рынки у российских производителей и у “Беларуськалия” совпадают: Китай, Индия, Бразилия и страны ЮВА (например, Индонезия и Таиланд). Мурманск сейчас конкурентоспособен по сравнению с портами Балтики, хотя логистические расходы при перевозке по железной дороге в пересчете на тонну и выше на $5,5-6 за 1 т», – добавил Бурмистров.

Ведомости. Северо-Запад