15.07.05

Мы сделаем бизнес прозрачным

Статья руководителя Федеральной таможенной службы РФ Александра Жерихова

Мы высоко ценим доверительные отґношения, которые сложились у нас между таможней и бизнесом, дорожим этим доверием и не мыслим без него нашу раґботу, полагая, что таможня должна содейґствовать внешней торговле, соблюдая праґвила и нормы российского таможенного законодательства.

Представленные стандарты Всемирной таможенной организации и концепция Федеральной таможенной службы России - не просто тезисы. В силу разных причин существует необхоґдимость самоочищения , самореґгулирования внешнеэкономической деятельности. В первую очередь - в силу развала Советского Союза, который Президент РФ назвал саґмой большой катастрофой ушедшеґго века. Это действительно катастґрофа - взять только, к примеру, существующую до сих пор необусґтроенность наших границ.

Реализация концепции позволит построить цивилизованные отношеґния. Например, электронное деклаґрирование. До принятия прогресґсивного Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 января 2004 года, не было правовых оснований приґменять электронную цифровую подґпись в рамках электронного деклаґрирования. Два года в эксперименґтальном режиме мы проводили это мероприятие, и сегодня уже 17 таможенных органов по всей терриґтории России осуществляют электґронное декларирование, еще 10 (на Дальнем Востоке, Урале, Юге, в Сибири) - готовы к нему. Мы взяґли на себя добровольные обязаґтельства, что к концу года миниґмум в 56 таможенных органах буґдут созданы такого рода условия для бизнеса: если хочешь быть проґзрачным, пользуйся электронным декларированием, то есть передаґвай в первую очередь предварительную информацию. Электронное декларирование осуществляется в течение 20-25 минут, что позволяет избегать бюрократизма, непрофесґсионализма, коррупции.

Другой пример - система управґления рисками. У нас в сентябре прошлого года проведена соответґствующая коллегия, и уже повсеґместно в структуре Федеральной таможенной службы внедряется система управления рисками - пока еще не в автоматизированном реґжиме, но уже в ближайшее время мы перейдем на него. Тотальные досмотр и контроль заменит контґроль выборочный: зачем десятки раз досматривать и требовать соґответствующие документы от законопослушного клиента?

Деятельность наших должностґных лиц мы будем оценивать по тому, как они администрируют, применяя электронное декларироґвание и управление рисками.

Что касается создания условий для бизнеса, то именно по нашей инициативе в связи с администраґтивной реформой начала реализовываться статья 68 Таможенного кодекса. На сегодня подписан приґказ министра, в котором оговорены четкие критерии использования процедуры упрощенного оформґления и контроля, включающей предварительное декларирование, электронное декларирование, пеґредачу грузов не просто на термиґналы, имеющие лицензию Федеґральной таможенной службы, а непосредственно получателям этих товаров с целью сократить издержґки для бизнеса. Сегодня эта стаґтья уже работает.

Естественно, есть и вопросы по ее применению. Так, для иностранґного бизнеса заложена норма, соґгласно которой к данной процедуре допускаются участники внешнеэкономической деятельности, работаґющие на российском рынке не менее трех лет. В ходе работы над поправками кодекса необходимо учесть, что если иностранный инвестор работает во всем мире и пользуется надежной репутацией, но на российский рынок пришел недавно, меньше года назад, не допускать его к этой процедуре будет неправильно. В принципе, данная норма заложена для того, чтобы отсечь фирмы-однодневки.

Еще раз хочу подчеркнуть: наша стратегическая линия - предвариґтельное информирование. Поэтому проблема товаров, поступающих из Юго-Восточной Азии, Турции или Китая, очень беспокоит не только Федеральную таможенную службу, но и руководство страны. Бесконґтрольный поток, к примеру, китайґских товаров разрушает нашу отеґчественную промышленность, и мы открыто говорим китайским и туґрецким коллегам: Так работать нельзя! .

Соответствующий меморандум подписан мной с нашими китайскиґми коллегами, но до сих пор отвеґта от них нет. И я уверен, что с помощью Всемирной таможенной организации мы подведем их к пеґредаче нам предварительной инфорґмации в электронном виде о товаґрах, экспортируемых ими на терриґторию Российской Федерации. Раґбота в подобном режиме, согласно концепции Всемирной таможенной организации, сделает бизнес прозрачным.

Российские предприятия сегодня никак не защищены, в том числе и законодательно. У нас есть так называемые челночные товары торговли, беспошлинный ввоз на территорию Российской Федераґции по определенным весовым паґраметрам... Мы думаем, что эта норма должна быть значительно снижена.

Сегодня Федеральная таможенґная служба в полной мере надеґлена правоохранительной функциґей, которую она в соответствии с российским законодательством будет применять по отношению к тем, кто не хочет быть прозрачґным, а значит законопослушным. Для добросовестных же партнеґров мы создавали и будем создаґвать режим наибольшего благоприґятствования.

Финансы, экономика, безопасность 5-6, 2005 г. 14.07.05