18.08.08

"Н-Транс" упаковал порты

РБК daily

Группа «Н-Транс» завершила формирование нового российского портового холдинга. Все профильные активы группы объединены в новой компании, названной Global Ports Investments Ltd. (GPI). На нее переведены принадлежащие «Н-Трансу» доли в шести морских терминалах и шести внутренних логистических терминалах. Аналогичную консолидацию «Н-Транс» уже произвел со своими железнодорожными активами, объединив их в холдинг Globaltrans Investment PLC, разместивший этой весной 29% своих акций на LSE за 449 млн долл. Эксперты ожидают, что вскоре на бирже могут оказаться и бумаги GPI.

В GPI входят петербургские морские терминалы «Петролеспорт», «Моби Дик» и строящийся сухопутный «Янино», финские Multi-Link Kotka и Multi-Link Helsinki (50% принадлежит Containerships Finance) и пять сухопутных терминалов в Финляндии и Польше, Восточная стивидорная компания (25% принадлежит DP World) и наливной терминал в Эстонии Vopak E.O.S. (50% принадлежит Royal Vopak). Финансовые показатели холдинга не раскрываются.

Основой бизнеса нового холдинга станет обработка контейнерных грузов. В 2007 году общий грузооборот компаний, входящих в группу, составил 1,1 млн TEU, что составляет более 30% от общего объема контейнерного грузооборота в российских портах. Совокупная пропускная способность пяти профильных терминалов GPI на начало июля составляла 2,04 млн TEU в год. Инвестиционная программа компании предполагает удвоение их пропускной способности в течение пяти лет. По оценкам Drewry Shipping Consultants, приводимым самим «Н-Трансом», совокупные темпы годового роста российского контейнерного рынка на протяжении последних пяти лет составляли 26,7%. Дмитрий Васильев, генеральный директор компании Arivist Logistics Overseas GmbH, полагает, что, хотя ожидания германских институтов, исследующих вопросы логистики, менее скромны — порядка 10—15% роста в год, контейнерные терминалы в России и ориентированных на ее грузопотоки близлежащих стран ожидает стабильное развитие как минимум до 2015—2018 годов.

Второе направление деятельности GPI — перевалка неф­тепродуктов, представленное единственным, хотя и одним из крупнейших в балтийском бассейне, терминалом Vopak E.O.S., также будет расширяться. Компания планирует за пять лет расширить мощности по хранению там нефтепродуктов на 68%.

В «Н-Трансе» подчеркивают, что этот терминал обеспечивает до 30% экспорта российских неф­тепродуктов, однако в перспективе эта доля будет сокращаться за счет ввода в российских портах балтийского бассейна (Высоцк, Приморск, Усть-Луга) новых экспортных мощностей. Власти России неизменно подчеркивают, что ввод этих мощностей необходим для сокращения транспортировки нефтепродуктов через прибалтийские порты. Тем не менее пока развитие новых российских наливных мощностей остается в планах, в 2008 году Vopak E.O.S. планирует увеличить прошлогодний показатель грузооборота на 9,5%, до 15 млн т. К тому же голландский совладелец терминала Royal Vopak 31 июля объявил об увеличении своей доли в нем с 35 до 50%.

Евгений Шаго, директор аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции», полагает, что включение в GPI этого нефтяного терминала позволит лишь получить небольшую премию при проведении IPO компании, тогда как отдельно выгодно «пристроить» куда-то 50% его акций для «Н-Транса» было бы проблематично. Он уверен, что создание GPI было необходимо только для вывода его по примеру Globaltrans на биржу, и прогнозирует этим планам успех в случае выбора удачного времени для размещения, но не ранее чем через год. «Железнодорожный бизнес в России имеет свою специфику, при которой единственным перевозчиком считается РЖД, а статус всех остальных операторов не очень ясен, и это, возможно, отпугнуло от Globaltrans часть консервативных инвесторов», — отмечает г-н Шаго. Контейнерный же бизнес, по его мнению, более понятен на Западе, хотя перспектив роста у железнодорожных операторов больше.