29.06.09

На Дальнем Востоке начинают реализацию таможенной концепции приграничных регионов

Во Владивостоке состоялось заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении под председательством начальника управления Сергея Пашко. Как сообщили ИА REGNUM Новости в отделении по связям с общественностью управления, в работе совета приняли участие руководители таможенных органов Приморья, Сахалина и Хабаровска, представители Ассоциации торгово-промышленных палат Дальнего Востока, ассоциации "Дальэкспортлес", Дальневосточного регионального представительства АСМАП, Дальневосточной железной дороги, Владивостокского морского торгового порта, "РОСТЭК-Приморье", "Владивостоквнештранс" и других компаний.

На заседании Консультативного совета были рассмотрены вопросы реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Почти год назад Федеральная таможенная служба одобрила проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Реализация Концепции рассчитана на период до 2020 года. Участники ВЭД и таможенные органы Москвы и Санкт-Петербурга уже начали реализацию Концепции. Вывод таможенного оформления за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, а также сокращение большинства московских таможен и таможенных постов получили широкий резонанс, в том числе и среди участников ВЭД, перевозчиков, брокеров, владельцев складов. Дальневосточному таможенному управлению предписано реализовать положения Концепции к концу 2010 года.

Целью Концепции является обеспечение требуемого уровня защиты экономических интересов России и ее товаропроизводителей, оптимизация процессов таможенного оформления и совершенствование таможенного администрирования, развитие приграничных регионов страны (в том числе создание новых рабочих мест, развитие сферы услуг и транспортного сообщения), а также снижение транспортной нагрузки на крупные российские города, обусловленной возрастающим внешнеторговым оборотом Российской Федерации.

Речь идет не о запрете таможенного оформления товаров во "внутренних таможнях" и не о полном таможенном контроле и таможенном оформлении товаров в пунктах пропуска, а о перераспределении таможенных операций между регионами в пользу приграничных субъектов России.

Один из составных элементов Концепции - это вынос таможенных постов за пределы городов, на их окраину либо вообще в новые места поближе к транспортным магистралям и подальше от городских улиц и жилых кварталов.

Расположение крупных таможенных постов в черте городов приводит к существенному повышению загруженности внутригородских транспортных магистралей, а в ряде случаев полностью их парализует, отмечают в управлении. Наличие большого количества транспортных средств с товарами, которые должны быть доставлены в зоны таможенного контроля в пределах городов, чрезвычайно негативно сказывается на экологической обстановке, препятствует нормальному развитию жилых микрорайонов, отрицательно влияет на их внешний вид, инфраструктуру и возможность своевременно реагировать на возникающие вопросы социальной сферы и коммунального хозяйства. Все это вызывает многочисленные обоснованные жалобы.

Уже сейчас в Дальневосточном регионе начались мероприятия по перемещению двух таможенных постов из центра Уссурийска и Хабаровска на их окраины. Кроме того, создание в поселке Пограничный Гродековского таможенного поста Уссурийской таможни позволит производить таможенное оформление товаров, перемещаемых через МАПП "Пограничный", в непосредственной близости от границы; это также снизит объемы обрабатываемых транзитных товаров на Уссурийском таможенном посту.

Ключевым элементом Концепции является таможенно-логистический терминал (ТЛТ). Фактически таможенно-логистический терминал представляет из себя комплекс, состоящий из одного или нескольких складов временного хранения, зданий, строений, сооружений, помещений таможенных органов, брокеров, представителей перевозчиков, иных структур, в том числе контролирующих органов. Создание ТЛТ позволит осуществлять полный цикл таможенного оформления товаров, включая их временное хранение, прохождение всех необходимых видов государственного контроля, декларирование и выпуск в свободное обращение.

Главная цель терминала - на коротком плече доставки перехватывать товары, направляемые из пункта пропуска внутрь страны, для их контроля, оформления и выпуска. Тем самым ограничивается объем товаров, который следует во внутренние таможни по процедуре внутреннего таможенного транзита и минимизируются риски их подмены, утраты или недоставки.

ТЛТ должен располагаться как можно ближе к пункту пропуска, вплоть до прямой видимости от него, что позволит применять упрощенные схемы и технологии доставки товаров.

Отдельное внимание в Концепции уделено товарам, ввозимым морским транспортом.

Исторически сложилось, что практически все дальневосточные порты располагаются в пределах населенных пунктов, причем часто внутри жилых или производственных зон. Естественно, в этих условиях отсутствуют перспективы расширения портовых территорий для создания новых терминалов для хранения и обработки грузов.

Для решения этих проблем Концепцией предусмотрено развитие технологий так называемых "сухих" портов. Это тыловые комплексы, расположенные в некотором удалении от морских (речных) пунктов пропуска. Их создание позволит значительно увеличить товарооборот обычных портов. А именно, на территории пункта пропуска будут производиться только операции по разгрузке/перегрузке товаров с морских судов, а их сортировка, временное хранение и таможенное оформление переносится в "сухие" терминалы. Товары туда будут доставляться по упрощенной процедуре транзита.

Новый порядок оформления коснется не всех товаров, поскольку в отношении отдельных категорий товаров переход на новый порядок невозможен или нецелесообразен. Федеральной таможенной службе с учетом предложений региональных таможенных органов, заинтересованных министерств, ведомств и участников ВЭД еще только предстоит разработать критерии для отнесения товаров к категории, которая должна обязательно оформляться на таможенно-логистических терминалах.

Для реализации Концепции предусмотрены следующие приоритетные мероприятия. Первое - согласование мероприятий Концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества.

Второе - существенная доработка нормативно-правовой базы, прежде всего внесение изменений в Таможенный Кодекс. В том числе - введение института обязательного предварительного информирования и усовершенствование контроля после выпуска товаров.

Третье - развитие таможенно-логистической инфраструктуры. Потребуется выделение земель под строительство терминалов, их обустройство, подводка коммуникаций и транспортных веток, решение вопросов социально-бытовой сферы, реконструкция существующих и создание новых объектов таможенной инфраструктуры.

ИА REGNUM; 29.06.09