12.02.13

На Дальнем Востоке таможня уходит в "онлайн" и побеждает "помогаечный бизнес

Согласно статистике Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в 2012 году 79% поданных экспортных деклараций были выпущены в тот же день. Об этих и других заслугах дальневосточных таможенников, а также о трудностях в работе и ближайших перспективах журналистам деловой газеты «Золотой Рог» и регионального журнала «Дальневосточный капитал» рассказал начальник ДВТУ, генерал-лейтенант таможенной службы Сергей ПАШКО.

Как отметил Сергей Викторович, несмотря на то, что 2012 год был непростым («финишная прямая» перед саммитом АТЭС во Владивостоке, непосредственно сам саммит), Дальневосточное таможенное управление продемонстрировало неплохие результаты. Среди восьми региональных таможенных управлений ДВТУ заняло третье место по объемам платежей, взысканных в федеральный бюджет - а это более 197 млрд рублей (185 млрд рублей в 2011 году). И это при учете того, что по объемам и стоимостным показателям товарооборота в течение прошлого года отмечалось снижение. Зато количество участников внешнеэкономической деятельности увеличилось примерно на 5% и составило 9 218 участников, из которых более 7 тыс. являются дальневосточниками.

Время и деньги

Вопрос о времени прохождения таможенного оформления, в сущности, «больная» тема для участников ВЭД, хотя и Кодекс Таможенного союза сократил до двух дней максимальный легитимный срок, в течение которого таможня должна управиться с оформлением и выпустить товары. При этом существуют определенные положения, в рамках которых срок совершения таможенных операций может увеличиться до 10 дней, например, предоставление неполного пакета документов, большой номенклатурный перечень товаров, затрудняющих процесс и т.д. Однако некоторые участники ВЭД все равно жалуются на длительные сроки оформления. В большинстве подобных ситуаций, говорит Сергей Пашко, проблема лежит на поверхности - какой-то один документ не предоставили, а виновата все равно таможня.

«Могу с точностью сказать, что, по итогам 2012 года, при импорте товаров в день подачи документов был выпущен 31% деклараций, на второй день - 76%. С экспортом показатели еще оптимистичнее: в первый день подачи было выпущено 79% деклараций, во второй - почти 98%. Цифры говорят сами за себя. Более того, есть еще категории товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины и идущие в рамках временного вывоза, где сроки декларирования еще жестче - 4 часа. Мы и в эти рамки укладываемся».

Немаловажную роль в вопросе сокращения сроков играют перспективные таможенные технологии. 17 июня 2012 года было введено предварительное информирование, обязательное для товаров, прибывающих автомобильным транспортом, и по желанию - для всех остальных. Предварительное информирование таможенных органов заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства - члена Таможенного союза (ТС), - на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС. Информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится - в странах - участницах ТС или в любом другом государстве.

Другая составляющая - электронное декларирование. «Это новшество носит также необязательный характер, но общий процент электронного декларирования за весь 2012 год уже превысил 96%, а в четвертом квартале 2012 года - составил 98%, - отметил Сергей Пашко. - Мы не зря торопимся с введением этой технологии, поскольку с 1 января 2014 года электронное декларирование станет обязательным. Но стоит отметить, что также будет Правительством РФ определен перечень товаров, которые могут декларироваться не в электронном виде.

Отсюда идет следующий этап - распространение Центров электронного декларирования (ЦЭД). На территории Дальнего Востока их два - во Владивостоке и Хабаровске, и функционируют они уже почти два года. Если говорить простым языком, это место с множеством электронных устройств, где сотрудник таможни занимается документальным оформлением. Например, товар прибывает на пост Пограничный, участник ВЭД подает в электронном виде декларацию во Владивостокский ЦЭД, она принимается и по всем установленным правилам регистрируется. На момент, когда наступает функция фактического контроля, инспектор во Владивостоке передает формализованное в электронном виде поручение так называемым лицам внешнего таможенного органа. Последний проводит фактический контроль, отправляет обратное сообщение во Владивостокский ЦЭД, контроль закрывается, декларация выпускается».

Но, как рассказал начальник ДВТУ, такие технологии могут скрывать в себе и некие хитрости. При ввозе товаров и их декларации через ЦЭДы недобросовестные предприниматели попытались использовать Дальний Восток как площадку для недостоверного декларирования товаров с целью занижения стоимости и, соответственно, той базы, от которой рассчитывают таможенные платежи.

«Вообще для Дальнего Востока вопросы стоимости очень актуальны, я бы даже сказал, болезненны. У нас крайне негативная судебная практика по стоимостным вопросам, и в первую очередь она складывается по Находке и Владивостоку. Ненормально, когда люди пытаются в свою пользу занизить стоимость товаров и уменьшить пошлины. Мы всегда готовы идти навстречу бизнесу, но законопослушному», - пояснил Сергей Пашко.

Экономика и бизнес

Одним из примеров союзничества таможни и бизнеса являются таможенно-логистические терминалы (ТЛТ). На данный момент на территории Дальнего Востока действует 5 ТЛТ, 4 - в Приморье, вблизи пунктов пропуска Марково, Пограничный, Полтавка и Краскино, а также ТЛТ в Благовещенске. Как объяснил Сергей Пашко, создание ТЛТ предусмотрено Концепцией таможенного оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе. Как правило, они зарождаются на базе складов временного хранения, перестроенных до определенного уровня требований. Учредителями выступает бизнес. Обустроив такой склад, бизнес подает заявление в таможенный орган, который, оценив все аспекты, отправляет заявление на комиссию на уровне ФТС России, которая уже принимает окончательное решение. Немаловажный аспект - предоставление учредителями помещения на безвозмездной основе для размещения таможенного органа - как минимум номерного отдела, как максимум таможенного поста.

«Концепция переноса на границу контроля решает проблемы сразу по нескольким направлениям, - сообщил начальник ДВТУ. - Во-первых, минимизируется присутствие крупнотоннажного транспорта на территории крупных городов. Ведь довольно большой объем транзитного груза проходит, например, через Уссурийскую таможню во Владивосток на оформление, а при наличии ТЛТ такой необходимости нет. Во-вторых, минимизируются риски нарушения законодательства, другими словами «никто не сможет убежать» от контролирующих органов».

Еще один вопрос, волнующий как журналистов ИК «Золотой Рог», так и общественность, - перспективы и возможности создания во Владивостоке свободной экономической зоны. На данный момент на территории ДФО существует одна действующая зона с особым экономическим режимом - в Магадане, и одна «на бумаге» - Советско-Гаванская.

«Краевая администрация у нас запрашивала необходимые условия, которые нужны будут таможенным органам для осуществления контроля за ввозом товаров. Мы их предоставили, пока на этом все остановилось. На самом деле свободная экономическая зона - это очень хороший стимул для развития какой-либо территории. Посмотрим, как будут обстоять дела с этим вопросом во Владивостоке», - прокомментировал Сергей Пашко.

Неравные бои

На встрече с начальником ДВТУ обсудили и другой вопрос, не перестающий волновать жителей Приморья, - «войну с «помогайками», а также перспективы челночного бизнеса. Как отметил Сергей Пашко, некоторое уменьшение «помогаек» есть, но о значительном спаде говорить не приходится.

«В вопросах, где речь заходит о физических лицах, мы очень ограничены в инструментах пресечения незаконной деятельности. Тем более со стороны наших китайских коллег поддержки ждать не приходится: Китай заинтересован в перевозке как можно большего количества товаров. Да и «помогаечный» бизнес адаптируется к новым условиям: раздает списки людям, которые провозят товар, расфасовывают вещи и т.д. Но, тем не менее, результаты есть. В 2012 году мы поместили на склады около 200 тонн - это те вещи, которые люди не смогли «вспомнить» при прохождении таможни. А более 500 тонн было реэкспортировано. Мы и дальше будем стараться минимизировать число несертифицированных китайских товаров, которые таким образом провозятся через границу. Но, думаю, это вопрос не одного года», - сказал начальник ДВТУ.

Золотой Рог