14.12.06

На границе фуры ходят хмуро

Проблема очередей на латвийско-российской границе с августа этого года приобрела масштабы бедствия. Ежедневные данные с КПП Терехово и Гребнево напоминают о том, что тысячи фур томятся в очередях. Традиционно ситуация на границе обостряется к концу года, но 2006 уже с августа стал тяжелейшим для автоперевозчиков, грузоотправителей и грузовладельцев. Власти России и Латвии были вынуждены признать это и взяться за урегулирование вопроса.

Граница на замке?

Невиданное скопление грузовиков на латвийско-российских КПП Терехово и Гребнево впервые за последние годы вызвало серьезную активность со стороны латвийских чиновников. Проблема зашла слишком далеко, и сам премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис был поставлен перед необходимостью заняться ее решением. Поэтому посещения границы, где в 20-километровой очереди (к Рождеству и Новому году они еще увеличатся) практически без элементарных условий (полное отсутствие инфраструктуры) водители сутками находятся в открытом поле, где нет ни кафе, ни туалетов, - для латвийских политиков, специалистов транзитной и таможенной отрасли становятся, похоже, плановыми.

Надо отметить, к счастью, не без результатов. Сначала удалось навести порядок в очереди. Дело в том, что за определенное вознаграждение (от 80 до 150 евро) водители покупали места в очереди. Далеко не все позволяли себе пойти на такое, поэтому среди шоферов обострялась конфликтная ситуация. Представители государственной службы полиции и пограничной охраны Латвии взяли на себя ответственность поддерживать порядок, пресекая торговлю местами.

Тогда же Айгарс Калвитис выступил с заявлением о том, что для уменьшения очередей грузовиков на латвийско-российской границе Латвия планирует в 2007 году построить новую автодорогу от Лудзы (приграничная зона) до Терехово, а также автостоянки у границы. Причем уже найдено финансирование средства фондов Евросоюза и частично государственные инвестиции.

В октябре этого года стали появляться официальные версии, объясняющие наличие очередей. Во-первых, по мнению Валдиса Трезиньша, президента Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков, еще в конце 1990-х годов пункты пропуска Терехово - Бурачки и Гребнево - Убылинка уже работали на пределе своих проектных мощностей. При этом только в 2005 году прирост объема перевозок на границе составил 27%.

Во-вторых, вступление страны в ЕС "приоткрыло" границы, поток машин через Латвию моментально увеличился. В-третьих, за последние годы на 40% выросло количество латвийских автоперевозчиков. Еще несколько лет назад в международных перевозках Латвии было задействовано 9 тысяч фур, сегодня уже 11 тысяч единиц.

На транзитных трассах Республики все чаще появляются иностранные перевозчики. Так, в октябре на латвийско-российской границе суммарно от общего количества перевозчиков литовские машины составили 45,75%, латвийские - 20,04%, российские - 16,6%, польские - 13,56%, белорусские 1,01%. И тут встает вопрос: почему литовцы идут в Россию через Латвию, что увеличивает километраж маршрута, а не через Белоруссию? По мнению латвийских специалистов, это результат белорусской политики, несправедливый контроль за движущимися по ее территории грузами, бюрократия. Хотя большинство отмечает стремление белорусов добиться статуса транзитного государства с прозрачной политикой

Не сидят сложа руки и сами перевозчики. Несколько недель назад руководители Ассоциаций перевозчиков трех стран - Литвы, Латвии и Белоруcсии провели совместное заседание. Они пытались найти решение тому, как развернуть поток машин с грузами с латвийско-российской на белорусско-российскую границу. Когда в августе в Латвии появились очереди, в Риге назвали причину, по которой литовские фуры выбирают северный путь: Белоруссия ввела дорожный сбор за транзит по своей территории.

К тому же, по мнению президента Литовской ассоциации Linava, причиной нелюбви перевозчиков к белорусскому направлению является сложный транзитный контроль со стороны белорусских таможенников. Вполне понятно, что все убытки ложатся на перевозчика, и никто не хочет рисковать.

На этой встрече присутствовал председатель Белорусского таможенного комитета Александр Шпилевский, который сказал, что дорожный налог в ближайшее время в Республике будет снижен.

За помощью - в Брюссель

Поскольку Латвия страна ЕС, латвийские политики решили привлечь к борьбе с пробками на границе европейских чиновников. В конце ноября в Брюсселе состоялась встреча руководителей таможенных служб Евросоюза, где одним из пунктов повестки дня были возникшие на восточной границе очереди. Тогда прозвучала идея создания совместных погранпунктов на границе с Россией

Буквально на днях президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel Barroso) призвал Россию построить на латвийско-российской границе третий контрольно-пропускной пункт и активизировать работу существующих КПП. Более того, для решения этих вопросов Ж.Баррозу пообещал и Латвии, и России финансирование их фондов ЕС.

Граница "на троих"

Недавно возглавивший Министерство сообщений Латвии Айнар Шлесерс полагает, что Латвия как транзитная страна обладает большим потенциалом, однако для того, чтобы полноценно его использовать, необходимо совершенствовать инфраструктуру.

И, по мнению главы Минсообщений, Латвия оказалась не готова к стремительному росту транзитного потока. Отсюда очереди на КПП. Поэтому для скорейшего выхода из сложившейся ситуации прежде всего необходимо заключить договор о границе с Россией

Ну а пока Латвии нужен терминал на приграничной территории для временного размещения грузовых автомашин и отдыха шоферов. В планах Министерства строительство терминала на тысячу машин, сейчас рассматривается вопрос о выделении земли под строительство терминала.

По словам министра, целесообразно увеличить и пропускную способность таможенных пунктов на латвийско-российской границе, а для этого в первую очередь - открыть линию для фур на КПП в Виентули Балвского района, на котором сейчас обслуживают только легковые автомобили.

И самое важное - участие российской стороны при обсуждении технологической совместимости прохождения КПП на маршруте Евросоюз Латвия Россия. Конечно, многое зависит от желания сторон ускорить проходимость границ. И, по мнению многих латвийских аналитиков, сегодня в первую очередь это относится к российской стороне. В частности, отмечается, что несмотря на достигнутую сторонами договоренность о возобновлении работы российско-латвийской межправительственной комиссии до сих пор нет сопредседателя комиссии с российской стороны.

Россия: нет проблем?

В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" сообщили, что в связи с очередями на КПП дополнительно усилены Выборгское направление (Торфяновка, Брусничное, Светогорск), Эстонское (Ивангород), Латвийское (Бурачки). На первых двух обстановка в настоящее время стабилизировалась, а вот на латвийском действительно остается напряженной.

Так, 12 декабря на КПП Терехово с латвийской стороны водители фур устроили митинг и перекрыли дорогу, в результате чего в очередь выстроилось более тысячи машин. Предположительно, острая ситуация возникла из-за того, что для перевозчиков на территории Латвии не созданы элементарные условия - отсутствуют пункты питания, туалеты. В свою очередь, по данным пресс-службы СЗТУ, на российской стороне обстановка в течение дня была спокойной, работа шла в обычном режиме. Хотя, к примеру, для таможенного поста Бурачки сегодня стало обычным работать в три смены, за сутки в среднем оформляется порядка 460-470 машин.

Однако, по мнению экспертов, сложная ситуация сохранится до тех пор, пока не будут реконструированы сами пункты пропуска. Построенные в 1995-1996 годах КПП в настоящее время уже исчерпали свои пропускные возможности, а согласно статистике, грузопоток с тех пор увеличился на 30%. На переоборудование, естественно, потребуются время, силы и средства, да и не везде это технически возможно. К примеру, в Ивангороде необходимо будет или переносить пункт пропуска, или строить новый мост. Тем не менее реконструкция пунктов пропуска значится в планах Федеральной таможенной службы России и СЗТУ.

Ожидается, что напряжение на этом участке сохранится до конца года. Пик, по всей вероятности, придется на 25 декабря, поскольку автоперевозчики будут стараться выполнить свои обязательства и доставить грузы по месту их назначения до новогодних каникул. Затем, скорее всего, поток грузовиков уменьшится.

"РЖД-ПАРТНЕР"; 14.12.06