27.09.11

На коллегии ФТС России обсудили особые экономические зоны

23 сентября 2011 года в городе Калининграде впервые состоялось выездное заседание коллегии ФТС России под председательством руководителя ФТС России Андрея Юрьевича Бельянинова. В мероприятии приняли участие заместители руководителя ФТС России, начальники управлений и Главных управлений ФТС России, начальники региональных таможенных управлений, а также таможен прямого подчинения. В качестве приглашённых гостей на заседании присутствовали заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе Юрий Шалимов и заместитель Председателя Правительства Калининградской области Геннадий Щербаков.

Повестка дня была разделена на два тематических блока: таможенное администрирование особых экономических зон Российской Федерации и рассмотрение проекта концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов РФ до 2020 года. Выступив с приветственным словом, Андрей Бельянинов отметил гостеприимство янтарного края. Он также выразил признательность представителям федеральных и региональных органов власти, принявших приглашение к участию в мероприятии.

Первым о совершенствовании таможенного регулирования в особых экономических зонах доложил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Викторович Некрасов. По его словам, в настоящее время в Российской Федерации созданы 24 особые экономические зоны, в том числе – 4 промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие, 13 туристско-рекреационных и 3 портовые, также функционируют ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. С момента начала функционирования Таможенного союза - в период с 1 июля 2010 года по 30 июня 2011 года - сумма условно начисленных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны» составила 125, 22 млрд. рублей, что на 72 % больше, чем за предшествующий этому периоду год.

ФТС России ведет активную работу по приведению российского законодательства, регулирующего применение таможенной процедуры СТЗ, в соответствие с законодательством Таможенного союза. Для обеспечения возможности применения этой таможенной процедуры на уровне государств-членов Таможенного союза требуется урегулирование изменений и дополнений в Соглашение о СЭЗ и Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Проект федерального закона № 453152-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза», которым в том числе предусмотрено внесение изменений в Федеральные законы, регулирующие функционирование ОЭЗ, принят в первом чтении Государственной Думой и уже готовится ко второму. По словам докладчика, издание других нормативных правовых актов возможно только после принятия этого законопроекта и определения соответствующей компетенции ФТС России. Уже подготовлены отдельные проекты соответствующих нормативных правовых актов, среди которых есть и регулирующий функционирование ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Этот проект представляет собой соглашение, определяющее особенности перемещения товаров и транспортных средств между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Таможенного союза. «Соглашение было разработано исключительно под Калининградскую область, учитывая ее эксклавное положение по отношению к остальной части таможенной территории Таможенного союза и исходя из того факта, что на всей территории Калининградской области функционирует ОЭЗ, на территории которой применяется таможенная процедура СТЗ, - сообщил Дмитрий Некрасов. - Проект прошел внутригосударственные процедуры согласования в Российской Федерации. Однако до настоящего времени соглашение не подписано в связи с его доработкой по предложению белорусской стороны в части распространения его действия на все случаи перемещения товаров Таможенного союза через территорию иностранного государства в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита». Отсутствие такого документа осложняет процедуры перемещения товаров и транспортных средств между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, ущемляет права граждан Калининградской области, а также осложняет работу таможенных органов.

Отдельно на теме Калининградской ОЭЗ также остановился начальник Северо-Западного таможенного управления Назип Ахметзакиевич Галикеев в своем докладе «О проблемных вопросах функционирования ОЭЗ в Калининградской области и создания технико-внедренческой ОЭЗ в Санкт-Петербурге и предложения по их урегулированию».

Основной объем таможенного декларирования в Калининградской области в 1 полугодии 2011 года приходился на таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в соответствии с которой оформлено 55,5% от всего объема таможенных деклараций. «Однако в деятельности Калининградской областной таможни по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны и вывозимых с этой территории, имеется ряд проблем», - подчеркнул Назип Ахметзакиевич. По словам докладчика, среди них: отсутствие порядка отзыва сертификатов происхождения товаров, подвергнутых достаточной переработке на территории Калининградской ОЭЗ; необходимость дважды декларировать товары, изготовленные в ОЭЗ с использованием иностранных и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны – сначала в соответствии с процедурой реимпорта, а затем таможенного транзита. «Для решения этих и ряда других проблем Северо-Западным управлением направлены соответствующие предложения в ФТС России», - сообщил начальник СЗТУ.

Также на тему совершенствования таможенного администрирования в ОЭЗ, расположенных в регионах деятельности Приволжского, Сибирского, Центрального таможенных управлений, выступили начальники этих управлений.

Второй блок заседания коллегии был целиком посвящен концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года. Прозвучали доклады начальника Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Петра Ивановича Токарева, начальника Дальневосточного таможенного управления Сергея Викторовича Пашко, начальника Южного таможенного управления Александра Николаевича Гетмана и других. По мнению выступавших, в настоящее время существует ряд проблемных вопросов, которые препятствуют эффективному и качественному экспертно-криминалистическому обеспечению таможенных органов Российской Федерации. Проект концепции, призванной решить эти проблемы, разработан в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и представляет собой создание современной системы экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов путем поэтапной реорганизации.

В завершение заседания его участники обсудили и приняли ряд решений по всем прозвучавшим сегодня докладам.

Отделение по связям с общественностью Калининградской областной таможни