29.06.11

На Консультативном совете обсудили актуальные вопросы

В Калининградской областной таможне состоялось плановое заседание Консультативного совета по таможенной политике, сообщила Пресс-служба СЗТУ. В повестку заседания вошли такие вопросы, как совершенствование нормативно-правовых документов, касающихся перспективных технологий таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, итоги применения технологии предварительного информирования, а также наиболее актуальный на сегодняшний день вопрос о передаче таможенным органам полномочий по осуществлению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и транспортного контроля.

Открыл заседание начальник Калининградской областной таможни – председатель Совета Александр Кочнов. «Ввиду передачи таможенным органам полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля особое значение приобретает слаженное взаимодействие государственных контрольных органов. Убеждён, что такие встречи, как сегодняшняя, позволяют лучше отработать эффективный механизм такого взаимодействия», - подчеркнул А.Кочнов. Далее он передал слово инициатору обсуждения первого вопроса – президенту Калининградской торгово-промышленной палаты Алексею Зиновьеву, который затронул проблему предоставления сертификатов в электронном виде при применении технологии электронного декларирования. Также, от имени представителей калининградских деловых кругов, он выразил озабоченность в связи с возможным сокращением должностных лиц Калининградской областной таможни. «Если инспекторов на постах стане меньше, нагрузка на них возрастёт, в том числе по причине выполнения дополнительных функций. Это означает, что увеличится время, затрачиваемое на прохождение границы», - подчеркнул председатель КТПП.

Содокладчик по данному вопросу ВрИО первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю Светлана Куманёва напомнила, что прошел почти год после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза и изданных в его развитие международных Соглашений и Решений Комиссии Таможенного союза. В ходе доклада она остановилась на некоторых изменениях, касающихся совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации, а также остальной частью единой таможенной территории Таможенного союза.

Так, вступивший в силу с 29 декабря 2010 года Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отменил необходимость оформления таможенными органами свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита, что позволило сократить время осуществления таможенных операций в пунктах пропуска при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе в отношении товаров Таможенного союза.

С ноября 2010 года Калининградская областная таможня приступила к работе с автоматизированной системой контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS при осуществлении контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Применение таких систем уменьшило временные затраты на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в местах убытия и прибытия и, как следствие, сокращение времени нахождения транспортных средств в пунктах пропуска.

Следующий важный вопрос, который был урегулирован, - это перемещение через территорию Калининградской области экспортных товаров, вывозимых с остальной части единой таможенной территории Таможенного союза.

Организованное тесное взаимодействие с вышестоящими таможенными органами позволило Калининградской областной таможне аргументированно обосновать необходимость сохранения ранее действовавшего порядка совершения таможенных операций в отношении экспортируемых товаров, вывозимых с остальной части таможенной территории Российской Федерации через Калининградскую область. Так, товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта на остальной части единой таможенной территории Таможенного союза, в Калининградской области под таможенную процедуру таможенного транзита не помещаются при условии, если в графе 29 «Орган въезда/выезда» экспортной декларации на товары указан таможенный орган Калининградской областной таможни. Кроме того, данный порядок распространяется, в том числе, на товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта в Республике Казахстан и в Республике Беларусь.

Тему применения предварительного информирования осветил заместитель руководителя АСМАП по Калининградской области Андрей Литвинов, одним из первых в области освоивший данную технологию. Он с удовлетворением отметил, что спустя полтора года с момента запуска Портала электронного представления сведений ФТС России этот ресурс стал работать значительно быстрее, количество сбоев практически свелось к минимуму. Однако, по мнению представителя калининградских перевозчиков, есть ряд пока не устранённых недостатков. Например, излишнее количество сведений, запрашиваемых в обязательном порядке при формировании предварительного уведомления, которые в дальнейшем не используются таможенным инспектором. Также он посетовал на слишком сложные справочник и инструкцию.

Тем не менее, Андрей Литвинов подчеркнул, что на сегодняшний день применение предварительного информирования даёт перевозчикам ощутимые преимущества: сокращается время прохождения границы, повышается эффективность логистики.

По наиболее сложному вопросу повестки дня, в свете грядущего вступления в силу Федерального закона 394-ФЗ, первым выступил начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Игорь Садовский. Он напомнил, что с 29 июня текущего года на должностных лиц таможенных органов будет возложен контроль документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии товаров на территорию Российской Федерации при проведении: государственного ветеринарного надзора, санитарно-карантинного контроля, государственного надзора и контроля ввозимых пищевых продуктов, материалов и изделий, государственного карантинного фитосанитарного контроля. Ввоз на территорию Российской Федерации товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Однако в настоящее время перечень таких пунктов пропуска не утверждён. Поэтому в первое время придётся руководствоваться переходными положениями, согласно которым такими пунктами пропуска будут являться те переходы, в которых созданы подразделения иных государственных контрольных органов.

Тем не менее, Игорь Садовский сообщил, что таможенные органы прикладывают все усилия, чтобы максимально подготовиться к исполнению новых функций. При участии специалистов Роспотребназдора и Россельхознадзора проведены обучающие семинары для должностных лиц таможни; налажен информационный обмен со всеми государственными контролирующим органами; организовано техническое обеспечение должностных лиц Калининградской областной таможни для осуществления новых для них видов государственного контроля; информация о нововведениях доведена до участников ВЭД через СМИ.

Он также подчеркнул, что благодаря предстоящим изменениям на границе удастся реализовать принцип «одного окна». То есть перевозчик сможет отдать все имеющиеся документы на товар одному инспектору для проведения всех видов государственного контроля и от него же получить их обратно.

Выступавшие по тому же вопросу руководители Роспотребназдора и Россельхознадзора по Калининградской области Татьяна Груничева и Николай Крутиков подтвердили наличие озвученных проблем, выразили готовность оказывать всяческое содействие, в том числе помощь инспекторскому составу непосредственно на рабочих местах в пунктах пропуска.

Подводя итог заседания, Александр Кочнов отметил, что благодаря взаимодействию таможенных и государственных органов с представителями бизнес-сообщества, удаётся выявить проблемы, волнующие каждую из сторон, и путём открытого диалога вырабатывать эффективные решения.

VCH.RU