04.07.11

На МАПП Адлер обсудили вопросы перемещения граждан и товаров через российско-абхазский участок границы

30 июня 2011 года на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер Сочинской таможни состоялась встреча представителей ФТС России, Южного таможенного управления и Государственного таможенного комитета Республики Абхазия, сообщила Пресс-служба ЮТУ. Центральной темой повестки дня стала организация совершения таможенных операций и таможенного контроля в пешеходном, автомобильном, морском и железнодорожном сообщении между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Российскую делегацию, возглавляемую представителем таможенной службы Российской Федерации в Республике Абхазия Владиславом Новиковым, представляли начальник ЮТУ Александр Гетман, заместитель начальника службы организации таможенного контроля ЮТУ Алексей Яковенко, временно исполняющий обязанности начальника Сочинской таможни Владимир Подопригора, начальник таможенного поста МАПП Адлер Владимир Попов, и.о. начальника таможенного поста ЖДПП Адлер Игорь Дабежа, начальник Сочинского центрального таможенного поста Роман Логинов. С абхазской стороны обсудить проблемные вопросы приехали заместитель председателя ГТК Республики Абхазия Зураб Ашуба, начальник Управления организации таможенного контроля Батал Авидзба и начальник отдела хозяйственного обеспечения Даур Шелия.

Открывая встречу, представитель таможенной службы РФ в Республике Абхазия В.Новиков подчеркнул, что руководство Федеральной таможенной службы держит на особом контроле вопрос состояния дел на данном направлении. «Ситуация на МАПП Адлер очень злободневная, основной грузопоток между нашими странами идет именно по этой магистрали и от ее нормального функционирования многое зависит», - отметил В. Новиков.

Предваряя обсуждение конкретных проблемных вопросов, ВрИО начальника Сочинской таможни В. Подопригора представил подробный анализ ситуации на всех путях сообщения с сопредельным государством, назвав мероприятия по упрощению, ускорению и совершенствованию таможенных формальностей на российско-абхазском участке границы одним из приоритетов в каждодневной деятельности таможни.

На текущий момент пешеходное, грузовое и транспортное сообщение с Республикой Абхазия представлено 4-мя основными направлениями через 3 пункта пропуска: первое – это многосторонний автомобильный пункт пропуска Адлер с его существующим пешеходным и автомобильным направлениями, второе – это железнодорожный пункт пропуска Адлер (на российской стороне это станция Веселое), и третье – это морское пассажирское сообщение с Республикой Абхазией через различные составляющие морского порта Сочи.

Докладчик подробно остановился на проблемных вопросах работы таможенников на всех трех направлениях, представив статистику перемещения лиц и грузов в зависимости от времени года, суток и приближённости к пику туристического и курортного сезонов. В период массового перемещения туристов и немного позднее, в «мандариновый сезон» поток пешеходов достигает пикового значения. Непростая ситуация также складывается с количеством транспортных средств.

Сегодня старый автомобильный пункт пропуска находится на стадии реконструкции, а новый – на стадии активного строительства. Старый пешеходный мост закрыт. Движение пешеходов и транспорта осуществляется по одному действующему автомобильному мосту. Часть досмотровой площадки отдана под нужды строительства. Все эти факторы вынуждают таможенные органы менять существующую технологию пропуска, менять подход к таможенному контролю, активнее использовать принципы выборочности и систему управления рисками.

В. Подопригора проинформировал абхазских коллег, что сейчас в центральном аппарате ФТС России находятся на рассмотрении предложения о создании системы двойного коридора на пешеходном направлении МАПП Адлер.

ВрИО начальника Сочинской таможни констатировал, что ряд запланированных мероприятий и ранее принятых решений не выполнен по причинам, не зависящим от таможенных органов. Не решены проблемы реконструкции и строительства моста, а также строительства, обустройства и оснащения нового автомобильного пункта пропуска и пешеходного терминала. Обочины по-прежнему заняты припаркованным транспортом, сам факт существования Казачьего рынка, несоблюдение сроков сдачи объектов таможенной инфраструктуры в эксплуатацию - по-прежнему осложняют обстановку. Ведь без реализации ранее намеченных мероприятий все упрощения дают меньший эффект.

Докладчик уделил внимание и другим, менее проблемным с точки зрения организации таможенного контроля, направлениям – железнодорожному и морскому, которые пока проигрывают автомобильному по товарообороту и пассажиропотоку.

В заключение В. Подопригора отметил, что дальнейшее позитивное движение в вопросах упрощения и ускорения таможенных формальностей на российско-абхазском участке границы зависит от активной позиции таможенных органов обоих государств и в значительной мере от степени взаимодействия друг с другом и с другими ведомствами. Он заверил, что Сочинская таможня готова к открытому диалогу и оперативному решению проблем.

Участники встречи отметили, что в своем выступлении докладчик обозначил практически все существующие на границе проблемы, и приступили к их активному обсуждению. Разумеется, многие вопросы не могут быть решены на уровне сопредельных пунктов пропуска, таможен или даже таможенных служб государств Такие знаковые решения, как например существенное упрощение таможенного контроля, - должны приниматься на межгосударственном уровне, тем не менее, регулярные встречи помогают таможенникам «сверить часы» и наглядно ознакомиться с ситуацией. Как отметил начальник ЮТУ Александр Гетман, без постоянного вынесения вопросов на обсуждение, проблемы «узкого горлышка» на российско-абхазской границе не решить.

В ходе дискуссии стороны также обсудили возможность информационного обмена между таможенными службами России и Абхазии, организацию стажировок абхазских таможенников на российских пунктах пропуска, создание специализированных таможенных органов и др.

Подводя итоги, участники встречи высказали мнение, что слаженные действия российской таможенной и пограничной служб по настоящее время позволяли обеспечить пересечение границы без существенных очередей. Заместитель председателя ГТК Республики Абхазия Зураб Ашуба отметил, что взгляд на проблемы схож по обе стороны границы и заверил российских коллег, что у таможенников Абхазии нет никаких претензий или жалоб, связанных с их работой, есть понимание и настрой на конструктивный диалог.

В заключение, Владислав Новиков поблагодарил представителей ГТК Республики Абхазия и Южного таможенного управления за участие и активную позицию. Результаты обсуждения будут использованы в дальнейшей работе.

VCH.RU