12.08.08

На новые рубежи

На российско-казахстанской границе может появиться ещё один железнодорожный погранпереход

Россия и Казахстан планируют построить на пограничном участке у посёлка Малый Арал железнодорожный пункт пропуска, через который каждые сутки будут курсировать 35 пар грузовых и 21 пара пассажирских поездов.

На новый пункт пропуска переведут всю пограничную и таможенную работу, осуществляемую сейчас на удалённой от границы на 42 км станции Аксарайская-2, которая работает на пределе своих пропускных способностей.

«На станции Аксарайская-2, проектировавшейся как сортировочная, а не пограничная, нет возможности разместить дополнительные силы пограничников, таможенников, санитарных и ветеринарных контролёров, которые понадобятся в свете прогнозируемого к 2015 году увеличения грузопотока по сравнению с сегодняшним днём почти на 200%», – говорят на Астраханском отделении ПривЖД.

Выход из ситуации железнодорожники видят в организации пункта пограничного контроля, что позволит освободить станцию Аксарайская-2 от несвойственных ей функций, ускорив здесь время переработки поездов с нынешних шести с половиной часов до двух.

«В настоящее время участок будущей станции Малый Арал не оборудован техническими средствами, которые обеспечивают работу пограничников и таможенников, поэтому из-за границы идёт большой поток контрабандного товара, который успевают реализовать на перегоне Малый Арал – Аксарайская-2, где сейчас осуществляется пограничный и таможенный контроль, – рассказал «Гудку» начальник контрольно-пограничного пункта «Аксарайский» Фёдор Решетников. – Да и о каком контроле за грузами может идти речь, если досмотр проводится почти в 40 км от границы».

Сейчас ведётся работа над проектом строительства пункта пограничного перехода, который входит в правительственную программу постройки пунктов пропуска, застав и комендатур. По словам Вячеслава Смирнова, генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», осуществляющего проектные работы, стоимость обустройства погранперехода составит порядка 7,5 млрд руб.

«На эти деньги будут построены здание пограничного и таможенного контроля, пункты досмотра грузов, приёмо-отправочные пути, санитарный тупик и склад временного хранения задержанных грузов», – говорит Вячеслав Смирнов, добавляя, что срок окончания проектных работ намечен на июнь 2009-го, а само строительство должно завершиться к 2010 году.

Вместе с тем пока не решён вопрос финансового участия России и Казахстана в строительстве погранперехода и их взаимной ответственности, так как участок земли, на котором предполагается строить пограничный пункт, относится к РФ, а пути и вся железнодорожная инфраструктура находятся в ведении «НК «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги», КТЖ).

«Границы между Россией и Казахстаном проводились в двадцатых годах прошлого века. Тогда Советский Союз был единым государством, границы были формальны, и при строительстве железной дороги на них не обращали внимания. После распада СССР получилось так, что часть казахстанских железных дорог идёт по территории России и наоборот, – сообщил «Гудку» заместитель руководителя представительства КТЖ в Москве Юрий Расстрыгин. – «Казахстанские железные дороги» заинтересованы в открытии нового пограничного пункта, и мы уверены, что сможем договориться с нашими партнёрами из ОАО «РЖД».

По его словам, КТЖ готовы участвовать в строительстве погранперехода на условиях равноценного долевого финансирования с разделением уже существующего имущества после его инвентаризации и оценки.

Разделу имущества будет предшествовать демаркация границы, намеченная к проведению уже в ближайшее время.

«После этого станет ясно, сколько земли принадлежит России, а сколько – Казахстану, и уже исходя из этого будут решены все спорные вопросы», – заявил министр международного сотрудничества Астраханской области Аскар Кабикеев.

Справка «Гудка»
Проект перевода пограничной и таможенной работы станции Аксарайская-2 на пограничную территорию близ населённого пункта Малый Арал, где планировалось организовать погранпереход, возник ещё в середине 1990-х годов. Стоимость этого проекта, предусматривавшего ежесуточный обмен 10 – 11 грузовыми и 4 – 5 пассажирскими поездами, составляла 1,5 млрд руб. Однако тогда стороны не смогли привлечь достаточных объёмов инвестиций, из-за чего проект так и не был реализован.

Среднесуточная погрузка на станции Аксарайская-2 составляет 286 вагонов и 17,5 тыс. тонн. Ежесуточно со станции отправляется 26 поездов, в том числе 12 поездов собственного формирования. Основные виды отправляемых грузов: бензин, дизельное топливо, мазут, стабильный конденсат, пропан, сера комовая, сера гранулированная и сера жидкая. Поезда отправляются по России, в Украину, Белоруссию, страны Балтии, Индию, Китай, Марокко и Италию.

«Гудок», 12.08.08