30.09.15

На отдельных направлениях

По причине ускоренного развития российско-китайских связей и запуска новых контейнерных маршрутов транзитные перевозки из этой страны – единственные, которые покажут в этом году рост в данном сегменте.

Несмотря на то что в 2014 году контейнерные перевозки выросли почти на 4%, в 2015 году уже очевидно, что будет зафиксирован минус. Как следует из данных погрузки ОАО «РЖД», на конец сентября снижение к такому же периоду прошлого года составляет 3,3%. Перевозки сильно подкосил импорт, объясняют в департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД». Из-за снижения курса рубля импорт товаров в Россию в январе – августе сократился на 39% и составил $103,9 млрд. При этом в контейнерных перевозках импорт в прошлом году был примерно равен экспорту, а теперь его доля упала до 35%. Также снижение промышленного производства за восемь месяцев на 2,7% негативно отразилось и на внутренних перевозках контейнеров. С другой стороны, возможный рост экспортных контейнерных перевозок сдерживается недостаточными возможностями железнодорожной и портовой инфраструктуры, особенно на Дальнем Востоке, куда много желающих везти свою продукцию.

По данным ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», в прошлом году общий объём контейнерных перевозок по Транссибу составил 1,8 млн ДФЭ, в том числе транзит – 132 тыс., что дало увеличение на 11,7%. Однако сегодня и в этом направлении уже нет положительной тенденции.

В целом, как отмечает начальник департамента внешнеторговых и транзитных перевозок Дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов, ситуация с транзитными перевозками с Дальнего Востока сложная.

«В порту Находка, единственном предназначенном для транзитных операций, у нас нет контейнеров, – говорит Алексей Кузнецов. – Там сейчас грузится в сутки примерно 120 платформ, в то время как обычный показатель – 200 платформ. Рост есть лишь по отдельным направлениям у «ТрансКонтейнера».

Как сообщили «Гудку» в пресс-службе ПАО «ТрансКонтейнер», транзитные контейнерные перевозки в направлении Китай – Европа – Китай через территорию РФ за 8 месяцев выросли на 86,8% и составили 43 тыс. ДФЭ. При этом перевозки по маршруту Достык – Брест выросли в 2,8 раза, до почти 25 тыс. ДФЭ.

Как говорит член комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Людмила Симонова, учитывая почти нулевой первоначальный уровень, такой рост неудивителен, но в целом такой небольшой объём пока не особенно влияет на конечный результат.

«Что же касается падения транзита с Дальнего Востока, то это вполне естественно, учитывая сложные отношения России с Европой и нестабильность валютных курсов, – говорит Людмила Симонова. – Чуть только что-то происходит на экономическом или политическом уровне, операторы сразу переходят на морские перевозки: это явно выраженная тенденция. А из-за небольших объёмов транзита на Транссибе скачки бывают практически в разы, что мы и наблюдали в отдельные прошлые годы».

Гудок