28.11.07

На перевалку машин навалились всем миром

Петербургские порты отнимут хлеб у финских стивидоров

Спрос на автомобили иностранного производства в России растет небывало высокими темпами. Это привело к тому, что целый ряд инвесторов заявили о намерении развивать морские терминалы по перевалке автомобилей в Петербурге и Ленинградской области. По мнению экспертов, если все проекты будут реализованы, то поток импорта будет переориентирован из финских портов в российские. По данным Ассоциации европейского бизнеса, рост продаж иностранных автомобилей в январе-октябре 2007 года составил 64% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Всего за 10 месяцев иностранные компании продали в России 1,307 млн легковых автомобилей, что больше показателей всего прошлого года, когда общий объем продаж составил чуть более миллиона машин. При этом, по прогнозам экспертов, импорт иномарок в будущем будет только возрастать -- предполагается, что в денежном выражении объем продаж за 2007 год составит примерно $14 млрд. Такие темпы роста позволят России уже к 2010 году выйти на первое место в Европе по объему продаж автомобилей. Однако сегодня существует ряд проблем, связанных с обеспечением инфраструктуры для импорта новых автомобилей. Сегодня около 75% новых автомобилей, импортируемых в Россию из стран Европы и Юго-Восточной Азии, ввозятся в страну через российско-финляндскую границу, изначально попадая в финские порты Хельсинки, Хамина, Ханко, Турку и Котка, где давно существует развитая логистика, консигнационные склады и возможность вывозить автомобили как партиями, так и индивидуально. Остальные автомобили проходят в основном через терминалы в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Между тем доставить такие объемы, какие сегодня импортируются в Россию, без использования морского транспорта невозможно даже из близлежащей Германии. На сегодняшний день в петербургском порту перегрузка новых автомобилей осуществляется на двух небольших терминалах и, по сути, на одном причале, находящемся в аренде ООО "Морской рыбный порт". В прошлом году группа "Осло Марин" и ООО "Российские транспортные линии" (РТЛ) открыли перегрузочный комплекс "Онега", который сейчас переваливает автомобили Nissan. Объем инвестиций составил более 500 млн рублей. В планах компании -- обработать от 10 тыс. до 25 тыс. автомобилей к концу 2007 года, а в 2008 году увеличить этот показатель в 7 раз. Вслед за "Осло Марин" перегрузкой автомобилей решил заняться сам Морской рыбный порт совместно с тем же РТЛ. Вложив $1 млн, они организовали площадку для хранения автомобилей вместимостью 700 штук и объявили об объемах в 75 тыс. автомобилей в год. Между тем существует большое количество проектов, предполагающих намного большие объемы перевалки автомобилей. Так, в начале следующего года должна быть запущена первая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2", проект по строительству которого реализует ОАО "Компания 'Усть-Луга'". Проектная мощность терминала составляет 360 тыс. новых иномарок в год, на первом этапе грузооборот составит около 100 тыс. автомобилей. Отметим, что этот проект частично должен финансироваться за счет средств Инвестиционного фонда РФ, однако пока, по словам инвесторов, строится исключительно на собственные средства. У ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" также существует план по созданию автомобильного терминала на месте Лесной стивидорной компании, которая летом была переименована в Третью стивидорную компанию. Ожидается, что мощность терминала составит 80 тыс. автомобилей в год. За последние полгода было заявлено еще о двух проектах по строительству автомобильных терминалов. Летом ООО "Российские транспортные линии" получило одобрение Межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Ленинградской области на строительство терминала в Вистине, рядом с портом Усть-Луга. Проект получил название "Терминал 'Новая Гавань'", первая очередь предполагает перевалку 120 тыс. автомобилей в год, полное развитие терминала -- 250 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций, как ожидается, составит примерно $120 млн. Еще один проект появился осенью -- консорциум "Балтимор" объявил о реализации проекта в Ломоносове по строительству многопрофильного порта. Компания планирует уже в марте 2008 года начать перевалку автомобилей, на первом этапе мощности составят около 50 тыс. автомобилей в год. Как отмечают эксперты, перегрузка автомобилей в петербургском порту обходится немного дороже, чем в финских портах, однако за счет сокращения цепочки доставки и отсутствия простоев на границе в итоге получается экономия в $300-500 с одной машины. В то же время сегодня эксперты удивлены таким ажиотажным интересом к этому направлению. "Такое ощущение, что это направление становится модным и за него берутся все подряд, порой не имея под своими проектами реальных расчетов", -- отмечает один из участников рынка. По мнению экспертов, появление терминалов в Вистине и Усть-Луге позволит несколько снизить напряженность с доставкой автомобилей, которая складывается на границе. При этом, несмотря на заявленные ранние сроки ввода почти всех терминалов (или, по крайней мере, их первых очередей) -- а в основном это 2008 год, -- пока практически все они находятся на начальной стадии. Поэтому в ближайшее время доставка автомобилей по-прежнему будет осуществляться через финские и прибалтийские порты, которые к тому же продолжают развиваться. Например, главный конкурент в борьбе за российский грузопоток -- порт Котка осенью 2007 года планирует увеличить автомобильную площадку с 20 га до 90 га, а в целом объем перевалки российских автомобилей составит более 300 тыс. только в одном этом финском порту.

"Преимущество западных портов -- в сформированной инфраструктуре" Геннадий Терехов, генеральный директор ООО "Балтимор". Создание терминалов по комплексной обработке автомобильного транспорта в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений в терминальном бизнесе. У нас в России несомненный дефицит подобного рода мощностей, а между тем, по прогнозам, объем поставок иномарок в РФ ежегодно будет увеличиваться на 200 тыс. автомобилей. Уже сейчас через порт Санкт-Петербург идет более 60 процентов всей зарубежной автомобильной техники, продающейся на российском рынке. Однако большая часть этих машин -- подержанные иномарки либо колесная техника. Новые автомобили поступают в страну преимущественно через финские порты, из которых впоследствии транспортируются в Россию через сухопутную границу. Преимущество западных портов заключается в том, что они специализируются на обработке автомобилей, там уже сформирована соответствующая инфраструктура. Ро-ро-грузы в основном складируются в один ярус, а для этого необходимо наличие площадей и специальной техники. У финских портов есть специализированные площадки для хранения автомобилей. А в нашей номенклатуре грузов автомобили составляют лишь небольшую долю. Безусловно, все строящиеся и проектируемые в Санкт-Петербурге и Ленинградской области автомобильные терминалы будут востребованы, даже если в первое время не удастся добиться 100-процентной загрузки этих мощностей. В частности, сейчас мы ведем переговоры с рядом компаний о возможности принимать накатные грузы с марта 2008 года. Для обработки такого груза мы предусматриваем перегрузочный комплекс для автомобильной техники, тыловой терминал для открытого хранения автомобилей, где в случае необходимости будет производиться их таможенная очистка, площадка для погрузки как на автовозы, так и железнодорожный транспорт. Я думаю, что в случае реализации всех заявленных проектов отечественные порты получат возможность частично принять те потоки автомобилей, которые сегодня поступают через Финляндию в Россию. Более того, появление терминалов в Вистине и Усть-Луге позволит несколько снизить ажиотаж с доставкой автомобилей, который складывается на границе.

"Петербург и Ленобласть могут рассчитывать на 40 процентов российских поставок" Константин Сковорода, генеральный директор ООО "Российские транспортные линии". При существующем грузопотоке готовых автомобилей и прогнозируемом росте рынка потребность в строительстве ро-ро-терминалов на территории России значительно возрастает. Рост автомобильного рынка потребует от производителей поиска новых логистических путей. Насыщение рынка приведет к усилению конкуренции не только на уровне продуктов и брэндов, но и (прежде всего) на уровне логистических цепочек. Сокращение времени доставки и, как следствие, времени ожидания автомобиля конечным потребителем, также расходов на нее станет играть решающую роль в конкурентной борьбе различных производителей. Из всех существующих на сегодняшний день путей доставки продукции морской является самым удобным и экономически выгодным. Однако в настоящий момент возможности российских портов по приему паромов типа ро-ро весьма ограничены. С этой точки зрения Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют очень хорошие перспективы. Географическое положение и активное развитие в данных регионах автомобильного производства с участием западных производителей стимулируют идеи о создании специализированных терминалов типа ро-ро. В дальнейшем данные терминалы могут использоваться не только для импорта готовых автомобилей, машинокомплектов, запасных частей и оборудования для заводов, но и для экспорта произведенной продукции в страны СНГ и Восточной Европы. По нашей оценке, Петербург и Ленинградская область могут рассчитывать на 30-40 процентов объема российских поставок ежегодно при наличии соответствующей инфраструктуры. Учитывая рост рынка, те проекты, которые будут реализованы, скорее всего закроют потребность рынка в такого рода терминалах. На сегодняшний день преимуществом финских портов является наличие соответствующей развитой инфраструктуры. Однако, учитывая тенденции рынка и все указанные выше причины, с течением некоторого времени финские порты будут осуществлять доставку готовых автомобилей преимущественно для нужд самой Финляндии. Потребность российского рынка будет закрываться поставками через российские порты, и прежде всего через петербургские порты.

КоммерсантЪ (С-Петербург) ; 28.11.2007