16.07.18

На полную катушку

При анализе транспортных издержек факт преимущества автотранспорта на дальних и средних магистральных направлениях делается очевидным для многих компаний. Неудивительно, что на долю автогрузового транспорта приходится более 2/3 перевозок всех грузов в России. При этом, по оценке M.A.Research, учитывающей данные компаний, в структуре стоимостного объема рынка коммерческих автомобильных перевозок преобладает сегмент FTL (full truck loaded) — порядка 70% рынка. В число крупнейших FTL-перевозчиков России входят «Деловые Линии», Globaltruck, Delco, «Монополия», «Совтрансавто»

Наиболее услуги грузовых автомобильных перевозок востребованы в сегменте FMCG (41,3% всех перевозок, данные MegaResearch), который показывает уверенный рост, в том числе в регионах Урала и Сибири. Наряду с перевозками для ритейлеров это самый развитый, организованный и перспективный сегмент рынка. Что, впрочем, также подтверждает значительный потенциал в других сегментах, менее развитых в настоящее время.

Длинный путь, короткий путь

В части магистральных (междугородних или межрегиональных) перевозок у бизнеса есть два пути: возить собственным транспортом или привлекать профессиональных перевозчиков. Для крупного и отчасти среднего бизнеса логистические издержки не ограничиваются расходами на содержание автопарка, складов и распределительных центров, штата водителей и прочего персонала транспортного подразделения, налогами и сборами. Это еще и обязательные вложения в IT-платформы для оптимизации использования всей транспортной и складской инфраструктуры. После того, как все вроде выстроено, лизинговые платежи за транспорт выплачены, начинают расти издержки на содержание парка: так, если обслуживание нового грузовика в первый год обходится в 120 — 130 тыс. рублей, на пятый год это уже в разы больше. То есть история с большегрузами — длинная, затратная, связанная с постоянным отслеживанием ужесточающихся законодательных норм и форс-мажорами вроде ДТП. Увеличение количества видеокамер на дорогах, фиксирующих скорость машины, привело к повышению собираемости штрафов ГИБДД и соответственно к расходам предприятий на уплату этих штрафов. К слову, за 2017 год было собрано порядка 70 млрд штрафов ГИБДД — и весомый вклад здесь внес корпоративный транспорт.

Поэтому многие компании переходят на аутсорсинг магистральных перевозок, когда понимают весь объем дальнейших инвестиций в автохозяйство и обслуживание текущей эксплуатации. Избавившись от десятков единиц большегрузного автопарка в собственности, компания получит ресурс для инвестиций в производство.

Налоговый вопрос

По данным информационной базы СПАРК, в настоящее время в стране насчитывается приблизительно 20 тысяч компаний-автоперевозчиков с выручкой более 1 млн рублей. Более 90% из них являются микропредприятиями, годовой оборот которых не превышает 120 млн рублей. Только порядка 8% перевозчиков обладают парком свыше 200 единиц ТС — но и такой автопарк не способен покрыть потребности крупных клиентов. Автопарком свыше тысячи единиц оперируют лишь несколько российских компаний, абсолютное лидерство с 4000 машин принадлежит ГК «Деловые Линии». За крупных клиентов конкурируют крупные федеральные игроки, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. За мелких и средних корпоративных клиентов конкурируют все, от «федералов» до индивидуальных предпринимателей и «теневых» перевозчиков — по данным агентства Автостат, почти 50% рынка грузовых перевозок находится в тени. «Серые» перевозчики организуют фирмы-однодневки, которые, разумеется, не платят НДС, что в свою очередь позволяет им делать выгодное ценовое предложение. В итоге налоговые органы задают множество вопросов грузовладельцам по входящему НДС, признавая перевозки фиктивными. Первыми столкнулись с этим крупные отправители, сейчас фискалы обратили внимание на средних и мелких грузовладельцев, которые даже не представляли, чем для них обернется погоня за экономией.

Белый сервис

Цивилизованные услуги перевозки с необходимой современной атрибутикой — онлайн-трекингом, страховыми полисами по разным видам рисков, оперативной аналитикой в состоянии предложить только относительно крупные перевозчики. А крупнейшие операторы рынка предлагают продукты, позволяющие работать с учетом специфики бизнеса и KPI клиента по договору SLA. Для новых клиентов предлагаются временные акции, призванные протестировать уровень услуги и оценить преимущества аутсорсинга. «По акции «Каникулы для бизнеса» в течение одного календарного месяца мы предлагаем клиенту нетиповые условия договора — это возможность получить более длительные по времени погрузо-разгрузочные работы — до 24 часов суммарно за рейс — и/или отсрочку платежа до 30 дней. За этот месяц клиент может оценить свои возможные организационные сложности и успеть их устранить», — приводит пример советник по развитию ГК «Деловые Линии» Андрей Воленко.

В прошлом году рынок FTL прирос на 3% в стоимостном выражении. Предварительный прогноз экспертов на 2018 год дает более высокие темпы роста в сегменте FTL — до 5 — 6%.

Эксперт-Урал