19.04.06

На пути к электронной таможне

Начавшийся в 2002 году эксперимент по внедрению технологии электронного декларирования в 2005 году стал для таможенных органов вполне обычной и даже рутинной работой.

Более того, к 2010 году вообще будут забыты бумажные носители и таможня полностью перейдет на электронное декларирование. О том, как идет работа по этой технологии, какие еще есть проблемы у таможенников и участников ВЭД и задачах на будущее рассказывает первый заместитель начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Василий СЛОБОЖАНОВ.


Не могли бы вы подвести краткие итоги 2005 года, касающиеся электронного декларирования? Какой опыт приобрело ваше управление и таможенные органы в целом?

Самый главный итог это то, что начиная с 2005 года электронное декларирование перешло в режим штатного внедрения. Если в начале это была, в определен- ном смысле, необычная работа, то в конце ушедшего года это стало обыкновенной рутинной работой по проверке каких-то моментов технической оснащенности, документации схем подключения и так далее. Если в конце 2005 года у нас было подключено более 80 таможенных постов, то по состоянию на средину марта 2006 года уже более 90. В прошлом году за весь год было оформлено 16 тысяч грузовых таможенных деклараций (ЦТУ 13 тысяч, СЗТУ 1 тысяча, остальные РТУ 2 тысячи), а за три месяца текущего года 7,5 тысячи ГТД (ЦТУ почти 6 тысяч, СЗТУ больше 1 тысячи). Безусловно, электронное декларирование это совершенно новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, предполагающий более высокую культуру и более эффективное использование трудовых ресурсов за счет технических средств и информационных технологий. В конечном итоге применение этой технологии выгодно и таможенной службе, и бизнесу. И если на начальной стадии мы уговаривали принять участие в электронном декларировании, сейчас мы уже никого не уговариваем. Участник ВЭД имеет право выбора, а ФТС России независимо от желания участников ВЭД все равно ведет процесс подготовки таможенных органов к возможности работать в электронной форме. Мы набираемся опыта, и с этой точки зрения 2005 год был очень важным. К примеру, в мае прошлого года возникла ситуация, когда вдруг резко увеличилось время обработки электронных ГТД в ЦТУ с 1-2 минут до 2-3 часов. Причина оказалась в 100-процентной загрузке сервера баз данных. После замены на новую технику и фактически переписанной неэффективной части программы производительность сервера сразу же ушла в требуемые 5-10 процентов, что вполне достаточно, чтобы проводить обработку деклараций в пиковые моменты нагрузки. Большой опыт был приобретен и по надежности технической системы. Мы на практике подошли к выводу, что должны создавать автоматизированную систему с другими качественными характеристиками. Кроме того, в прошлом году, используя технологию электронного декларирования, можно было оформить груз в одном месте, а досмотреть его в другом. Это стало возможным благодаря применению электронной цифровой подписи. В 2005 году к электронному декларированию подключилась энергетическая таможня. Правда, потребовалось проделать определенную работу, поскольку у нефтяников много особенностей, в частности, специфика в оформлении грузов трубопроводным транспортом. Но в основ- ном, конечно, в системе электронного декларирования оформлялся импорт.

Стоит ли на 2006 год задача применения электронного декларирования при экспорте? Есть ли здесь проблемы?

Фото: В. Игнатьев ТЕМА НОМЕРА Проблем для таможенных органов нет. У нас есть программные и технические средства, и им все равно импорт это или экспорт. К слову сказать, экспортные декларации были с самого начала внедрения электронного декларирования. Просто экспорта мало и к тому же экспортерам на бумажном носителе нужен подтверждающий документ для возврата НДС в налоговых органах. Хотя у нас есть режим, когда можно распечатать бумажную копию и инспектор ее заверяет, но зачастую на практике экспортеры этим не пользуются. В рамках программы Электронная Россия ведется работа по созданию системы контроля за вывозом товаров. Но для этого необходима развитая телекоммуникационная сеть в пограничных пунктах пропуска, чего, к сожалению, пока нет. Хотя в рамках Концепции развития таможенных органов предусмотрены средства на телекоммуникационную сеть в пограничных пунктах пропуска. В настоящее время к ведомственной сети подключено немногим более ста постов. При наличии телекоммуникационной связи с пунктами пропуска современные технологии вполне успешно решают такую задачу: экспортер оформляет электронную декларацию, потом оформляет вывоз, заверенное в электронном виде подтверждение вывоза из пограничного пункта пропуска отправляется в налоговую службу, которая, приняв электронное подтверждение вывоза, выписывает экспортеру документы на возврат НДС. Ведь понятно, что невозврат НДС замораживает значительные финансовые средства участников ВЭД. Автоматизация могла бы сократить этот срок до месяца, а то и двух недель. Но это зависит не от нас. Мы делаем все, что можем и в рамках тех средств, которые нам отпускаются.

Частично вы уже коснулись некоторых проблем, которые возникают у таможенных органов при внедрении электронного декларирования. А что еще мешает вам в выполнении поставленной задачи?

Приобретенный опыт фактически вывел нас на новые проблемы. В первую очередь это недостаточная вы- числительная мощность региональных вычислительных центров. У нас концептуально принята следующая схема работы электронного декларирования: в региональное управление, где находится сервер базы данных, направляется поданная участником ВЭД электронная ГТД, а также другие документы и сведения, откуда таможенный пост забирает их себе в работу. Пока электронных деклараций в общем объеме меньше одного процента, мы справляемся с работой и при небольших мощностях. Но их увеличение даже до 20-50 процентов, при существующих вычислительных мощностях в РТУ, может парализовать работу вычислительного центра регионального управления. В рамках проекта модернизации информационной системы таможенных органов, осуществляемого по займу Всемирного банка, мы планируем модернизацию вычислительных центров в ЦТУ и в СЗТУ. Но все равно не в полном объеме, потому что отведенных средств немного и всех проблем они не решают. Мы надеемся, что такие средства будут предусмотрены в рамках ресурсного обеспечения Концепции развития таможенной службы. Это позволит нам создать требуемые современные мощности в региональных вычислительных центрах и в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ). Вторая по важности проблема это недостаточная надежность, которая, кстати сказать, тоже весьма затратная статья расходов. Фактически, создавая новую систему, мы должны увеличить надежность на два порядка, отсюда и большие затраты на повышение надежности. Нам необходимо будет иметь резервы по пропускным способностям каналов передачи данных, иметь резервные каналы, а также большие резервные вычислительные мощности и надежное электроснабжение. К тому же наше программное обеспечение пока не очень технологично отдельно существуют программа таможенного оформления и система электронного декларирования. Для того, чтобы перейти из одной системы в другую, нужны клавишные операции, что не всегда удобно инспекторскому составу. Но эту проблему мы решаем, и к уже существующей версии программного обеспечения в работу включена новая версия программных средств.

А это не отразится на участниках ВЭД в смысле увеличения их затрат? И как вы смотрите на желание участников ВЭД работать через Интернет?

Разработку новых версий и их внедрение мы будем осуществлять таким образом, чтобы это ни в коей мере не коснулось интересов участников ВЭД. То есть чтобы тех, кто уже купил программное обеспечение, мы не спровоцировали на новые затраты. Все будем делать своими силами, чтобы, по возможности, участник ВЭД ничего не почувствовал. Существующие в настоящее время две версии постепенно будут сводиться, и вначале будут работать одновременно, а потом сольются в одну. Нам, кстати, часто говорят, что у нас тяжелая схема подключения участников ВЭД к таможенному органу. Все хотели бы передавать электронные декларации по каналам Интернета. Конечно, понятна и проблема, и желание сделать все как можно дешевле и прозрачнее. Но нельзя забывать о важном препятствии защите информации. Есть Указ Президента, который запрещает подключение корпоративных и государственных информационных систем к каналам Интернет, к каналам открытых систем и систем общего пользования. Но, хочу заметить, что мы работаем в этом направлении. По соглашению с ФСБ на стенде ГНИВЦ сейчас идет тестирование некоторых схем, которые могут работать через Интернет. Поскольку мы не можем себе позволить просто подключать их без защиты, то эти схемы также затратны вследствие большого риска вероятного ущерба. Есть проблема и в отношении схем обновления программного обеспечения. Раньше, когда все программное обеспечение было в таможенных органах, новые версии программных средств просто рассылались по каналам передачи данных. При этом оговаривалось, когда их нужно установить и с какого числа начинали работать новые форматы. Поскольку теперь программными средствами обладают и участники ВЭД, просто так их обновлять мы уже не можем. То есть необходимо будет заранее готовить новые версии программных средств, заранее их рассылать, в том числе и оповещение, назначать дату, когда участники ВЭД должны их установить, а также назначать дату и точное время, с которого они начинают работать. В принципе это обычная практика для нас, но по отношению к рыночным структурам, такая жесткая дисциплина никогда до сих пор не применялась. Однако, по-видимому, придется идти на такие жесткие меры, чтобы сохранить работоспособность системы.

Если вернуться к защите информации, то насколько она надежно защищает конфиденциальные сведения участников ВЭД, работающих по технологии электронного декларирования?

Система электронного декларирования была защищена изначально. В 2005 году и в ближайшие 2-3 года этому вопросу мы будем уделять столько внимания, сколько потребуется для того, чтобы решить все проблемы с точки зрения идентификации участников ВЭД, обеспечения безопасности работы с ними, безопасности баз данных и так далее. Речь идет о безопасности всего спектра: контроле доступа, защите от вирусов и спама, а также попыток атаки на нашу информационную систему. В этой связи замечу, что другие технологии отличались тем, что они были замкнуты внутри корпоративной автоматизированной системы, а электронное декларирование это первая технология, которая приносит информацию извне, а мы, в свою очередь, отправляем информацию вовне, отсюда и проблемы. Имеющиеся у нас все средства за- щиты сертифицированы, они надежны. Другой вопрос, насколько эффективно они работают в рамках всей системы? У нас есть план совместных действий с ФСБ, и мы его последовательно выполняем. В частности, мы разработали схемы подключения участников ВЭД, в том числе и через каналы Интернет, а также рекомендации по средствам защиты. Для таможенных органов они обязательны, а участников ВЭД мы информируем о том, каким должен быть комплекс средств защиты на объекте при работе, например, через Интернет. Скажем, если он напрямую подключается по выделенному каналу, то мы требуем, чтобы компьютер, подключенный к нашей системе, был автономным. Это требование исходит из опыта, когда через такой компьютер извне в нашу систему проникали вирусы, заражая сотни других машин, в том числе и у нас. Поэтому здесь никаких поблажек не будет.

Не могли бы вы назвать основные проблемы для участников ВЭД при внедрении электронного декларирования? Какие типичные ошибки они совершают?

Мы в свое время разделили эти проблемы на три группы: инфраструктурные, с программным обеспечением и связанные с квалификацией специалистов. В настоящее время, на мой взгляд, основная проблема в низком уровне автоматизации. Сегодня у нас в электронном декларировании участвуют те, у кого пока что автоматизация носит автономный характер, никак не связанный с логистической цепочкой своей собственной работы. Для таких компаний информатизация не является пока способом повышения эффективности бизнеса, они его строят на чем-то другом. Зачастую из электронного декларирования делается рекламная акция, чтобы продемонстрировать свою прогрессивность, а в итоге все выливается в плохо просчитанные большие затраты. Ведь если раньше обходились просто рабочими станциями или ставили маленький сервер, то переход на новую технологию требует, к примеру, средств на канал передачи данных, покупки техники. Приходится признать, что сегодня участники ВЭД не имеют в своем распоряжении эффективных информационных систем, и их квалификации недостаточно для того, чтобы эффективно построить и интегрировать свою технологию с технологией работы ФТС России. Мы же фактически интуитивно создавали свою систему электронного декларирования в расчете на передовые компании со средствами автоматизации. Есть положительный опыт таможенного поста Каширский и ЗАО Норд-ост . Когда брокер столкнулся с проблемой передачи данных от своих поставщиков на бумажных носителях, то они договорились с клиентами о передаче информации в электронном виде, в формате электронного декларирования. Так и нужно делать, это объективный процесс, который обязательно окупится через ускорение процедур подготовки электронных документов и таможенного оформления и контроля.

Каков уровень затрат при внедрении этой технологии для участников ВЭД?

Мы просчитывали затраты и получается, что меньше, чем в 12 тысяч долларов трудно уложиться, но при желании можно. Если речь идет о 18 тысячах долларов, то получится вполне работоспособная система. Впрочем, иногда приходится слышать и о 30 тысячах долларов. Верхнего предела, конечно, нет, но недостаточная квалификация проявляется и в этом. Если компания, участник ВЭД, имеет достаточный технический уровень и профессиональную информационно-техническую службу, то затраты можно минимизировать, сэкономив, к примеру, на установке программных средств и других операциях. Конечно, для начала необходимо сделать проект, в котором все просчитать, в том числе нагрузки, требуемые мощности. Маленьким компаниям переход на эту технологию невыгоден. Проще обратиться к услугам брокерских компаний. Информатизация, замечу, вообще очень затратна, поскольку предполагает более высокий уровень культуры работы с информацией, а электронное декларирование часть этой культуры. Поэтому для тех, у кого нет этой культуры и не хватает масштабов для применения новых технологий, переход на них не может быть выгодным. Это дорого.

Каков в настоящее время коллективный портер участника ВЭД, использующего электронное декларирование?

В основном это российские компании, но есть и иностранные, к примеру, IBM и Тетра Пак . Но, как правило, это все-таки брокеры, находящиеся на СВХ, через которые и работают иностранные компании. При этом компании иногда меняют брокеров, переходя от одного к другому по тем или иным причинам. Судя по темпам внедрения, нельзя не отметить большого интереса крупных компаний к электронному декларированию. Уже в текущем году мы должны довести подключение к этой технологии не менее 130 таможенных постов. Можно было бы и больше, но сдерживают недостаточная вычислительная мощность и надежность системы. Работа идет по плану, процесс не форсируется. К 2010 году, а скорее всего и раньше, мы выйдем на полностью электронную таможню, что позволит работать и по транзиту, и по таможенному оформлению и контролю в режиме электронного взаимодействия с участниками ВЭД.

В каком состоянии находится принятие закона Об электронном документе ?

Проект закона Об электронном документе когда-то готовился. Но после того, как началась административная реформа, складывается впечатление, что о нем забыли, и даже непонятно, нужен он или нет. Сейчас подготовлены два законопроекта о внесении изменений в закон Об электронной цифровой подписи . Один определяет работу удостоверяющих центров, выдающих цифровую подпись и обеспечивающих работу с ней. Другой законопроект касается уточняющего характера некоторых терминологических понятий. У нас было много проблем с удостоверяющими центрами, в частности, не было кросс-сертификации. На деле это означает, что удостоверяющий центр Федеральной налоговой службы не принимал нашу подпись, а мы не понимали его. Сейчас эта проблема решается, и когда она решится, то это будет выгод- но и для участников ВЭД, и для нас.

А для судов?

Думаю, что еще не один год надо работать, чтобы накопить достаточную судебную практику. Пока что объем ее невелик, а потому об остроте проблемы речь не идет, но упускать ее из виду не следует. Со своей стороны, мы проводим мероприятия по исключению проблем, связанных с возможными судебными исками.

Изменится ли, на ваш взгляд, ситуация с государственной программой Электронная Россия в 2006 году в части, касающейся создания межведомственного банка информации? Какой объем работ в рамках этой программы возложен на ФТС России?

Электронная Россия это, конечно, очень большая программа и мы в ней до сих пор участвуем только в части системы контроля за вывозом товаров. В этом году мы подготовили предложения по дополнению и включению в Федеральную целевую программу создание Единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации в интересах всех видов государственного контроля на границе. Эта работа находится на рассмотрении в Мининформ связи России, и предполагается, что будет проводиться ФТС России совместно с агентством Росинформтехнологии . Если не будет принято иных решений, то именно агентство будет головным заказчиком-координатором этого проекта. Проект предусматривает создание базы данных разрешительных документов. Таких документов в настоящее время очень много и знать их инспектору все просто невозможно. Наличие такой базы даст возможность в автоматизированном режиме довести информацию до инспектора, который сразу же увидит на экране монитора, попадает тот или иной товар под действие разрешительного документа или нет. Независимо от этой работы, но в четкой ее координации с этим проектом и за счет бюджетных средств мы уже начали работу по созданию автоматизированной системы для пункта пропуска. Ее цель ускорение прохождения грузов, в первую очередь, через МАПП. Конкурс уже объявлен и работа должна быть выполнена в текущем году за счет ФТС России, но под контролем межведомственной рабочей группы. Конечно, та работа, которая будет делаться в рамках Электронной России , более объемная, масштабная и в конечном итоге она включит в себя и те наработки, которые мы проводим в настоящее время.

Можете ли вы назвать еще какие-то важные задачи подразделения на 2006 год помимо тех, что названы?

Основными являются те, которые вошли в план, утвержденный министром Минэкономразвития. У нас большая и очень тяжелая задача переход на Единый административный документ в связи с возможным присоединением России к конвенциям об упрощении процедур. Фактически нам нужно переделать все программное обеспечение и провести обучение инспекторского состава таможенных органов. Сейчас у нас идет интенсивная работа по внедрению в таможенных органах Единой государственной автоматизированной информационной системы по учету и контролю за оборотом алкогольной продукции. Кроме того, мы ведем работу по созданию базы данных ценовой информации. Работа очень масштабная и интересная с технической точки зрения. Начинаем создавать Операционный центр, и хотим, чтобы уже в этом году он начал наработку методической части и практики, которая есть в ГУОТК, в ГУБК. Кроме того, завершилась работа по созданию первоочередных подсистем Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства. В настоящее время коллеги из Минска помогают нам ее устанавливать. Также продолжится очень важная и интересная работа по развитию и автоматизации СУР.

А будет создаваться архив электронных документов?

В рамках проекта Всемирного банка и в соответствии с Концепцией создание такого архива предусмотрено, но пока этот вопрос не решен. В настоящее время прорабатывается вариант создания такого архива в ГНИВЦе. Сейчас, когда объемы электронного документооборота небольшие, они хранятся в региональных управлениях и обеспечиваются силами информационно- технических служб этих управлений. Однако когда объемы начнут расти, создание электронного архива станет совершенно необходимым, несмотря на всю дороговизну такого хранения документов. К тому же надо учитывать то, что для надежности он должен будет размещаться в двух местах. Я видел такие роботизированные библиотеки с колоссальными вычислительными мощностями, с поддержанием определенной температуры хранения и другими необходимыми параметрами в других таможенных администрациях. Мы тоже придем к этому.

Валентина ДУДКОВА
Журнал Таможня апрель 2006г.