04.04.06

На растаможку денег нет

"ТЕМЫ НЕДЕЛИ" - информационно-аналитическая программа на канале "Россия". Ведущий В. Шаронов.

Ведущий: На минувшей неделе наконец сорганизовались наши дальнобойщики. В принципе, Закон об собой экономической зоне давно опубликован, но они, бедолаги, все чего-то ждали. Непонятно, правда, чего. Ну, и как всегда, у нас накануне устроили громкую бузу, с еще более громкими угрозами. Подробнее обо всем Евгения Римко.

Окружная дорога. Многокилометровую пробку создает колонна из сотни автопоездов. Конечный пункт назначения поселок Дунаевка. Там с плакатами калининградские дальнобойщики встречают вступление в действие новой редакции Закона об особой экономической зоне. Они не знают, придется ли семьям провожать их в следующий рейс. Документ запрещает возить грузы машинам с частичной (или областной) растаможкой по короткому пути - как делает почти 80 % машин непосредственно из Европы в Россию. Теперь растамаживать грузы можно будет только на калининградских пунктах.

Георгий Боос, губернатор: Они могут европейские грузы отрабатывать на территорию Калининградской области Российской Федерации, а на другие регионы не могут. Это, по мнению перевозчиков, ставит их в сложное положение, что, в общем, действительно правда. Но логика Минэкономразвития была такая: что преференция дается области, а не предприятию, которое зарегистрирована в области .

Евгений Попов, член правления АСМАП: На заседании мы предлагали вариант. Пожалуйста, есть реальная схема - проверить данные предприятия. Не платит налоги - исключаем с линии, лишаем льготы. Останутся наши самобытные, добросовестные перевозчики .

Убытки от новой схемы работы перевозчики пока только прикидывают. И все же. Если сейчас машина в среднем делает 2 рейса в месяц соответственно, 24 в год, то, соблюдая новое законодательство, ездить станет долго и дорого число поездок резко сократится ровно в два раза. Тогда и половина водителей-дальнобойщиков - без работы, да и платить всем, кто связан с перевозкой, положим, механикам, бухгалтерам возможность будет далеко не у каждого автопредприятия. Примерно 4 тысячи человек останутся не у дел.

Владимир Селейкович, водитель-дальнобойщик: Все озабочены этой ситуацией. Остаться без работы значит, потерять заработок. Кормить семью чем-то надо. Это займет много времени границы, таможни. Больше времени, соответственно, меньше заработок. Чем больше стою тем меньше зарабатываю .

Но еще хуже другое. Даже небольшой простой опасен нишу тут же займут конкуренты из Белоруссии, Литвы, Польши и других стран. И тогда уже вернуться на этот рынок будет просто нереально. Вариантов избежать такой ситуации немного. Соблюдая закон, возить грузы из Европы в Россию через Калининград. Но времени на рейс понадобится гораздо больше, чем раньше, простои на границе неизбежны. Примерно полторы тысячи областных машин автопоездов, оформленных в режиме свободной таможенной зоны, встанут в очередь. Другой вариант растаможить весь автопарк на Россию, а это не меньше 10 тысяч долларов. За каждую машину.

Михаил Ореховский, директор автопредприятия: На растаможку денег нет. Машины посмотрите какие старые, их по нашим законам вовсе не растаможишь. А банковские проценты убойно высокие, чтобы нормальные заработать деньги. А с помощью такого закона топливо заканчивается машины ставятся в парк .

Калининградским перевозчикам нужно время: накопить денег на растаможку. Заручились поддержкой региональной власти - губернатор обещал содействие, областная дума нового созыва начала первое заседание с поддержки местных перевозчиков. Все надежда теперь только на постановление правительства, которое разрешило бы возить грузы по старой схеме, короткому пути хотя бы три года. Перевозчики сдаваться не намерены. Если ситуацию решить не удастся все пожелания не будут учтены то считайте акцию в Дунаевке генеральной репетицией. В следующий раз дальнобойщики займут Садовое кольцо. Как горняки поставят палатки. Только вместо касок в руки возьмут гаечные ключи.

Ведущий: Понятно, что резонерствовать по поводу случившегося сегодня уже поздно. Самое ценное сейчас это знать реальную информацию о том, что происходит в московских верхах. Откликаясь на нашу просьбу, вчера вечером губернатор раздвинул свой график и дал нашей программе эксклюзивное интервью о том, как обстоят дела сейчас, и что уже удалось сделать.

Георгий Боос, губернатор: На сегодняшний день четко урегулированы вопросы перевозок между Калининградской областью и другими регионами России, а также Калининградской областью и европейскими странами. Но вопросы для тех, кто является налоговым резидентом РФ, зарегистрированным в Калининградской области, вопросы перевозок - Европейский рынок и другие регионы России, за исключением Калининградской области этот вопрос оказался выпавший, по которому необходимо отдельное урегулирование - это постановление. Должны получить пролонгацию до выхода нового постановления старого порядка. Пока у меня нет сигналов, что положительная резолюция на мое обращение вынесена, но надежда есть.

Я вчера звонил руководителю ФТС, направил ему официальное письмо. Юридический механизм до выхода нового постановления правительства РФ, которое бы регулировало вопрос наших перевозчиков о функционировании грузов в другие регионы России, проект постановления подготовлен, согласован с Минтрансом и вынесен на согласование в другие ведомства. До выхода постановления есть юридический механизм пролонгации старого порядка до выхода нового порядка, я обратился к руководителю федеральной таможенной службы, мне показалось, что я был услышан .

Ведущий: При всем уважении к нашему губернатору, его оптимизме относительно слуховых возможностей наших таможенников, я сильно сомневаюсь. И этот скепсис базируется на еще одной очень больной теме, которая продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в регионе. Я имею в виду предстоящий аукцион по продаже автоквот. Все неделю мы с нашей программой Вести-Калининград следили за тем, как идет поступление заявок на использование последней возможности областной растаможки. Тему продолжит Екатерина Говорова.

И все-таки одна машина в одни руки. Эта новость стала главным экономическим событием последних недель. На заснувшем автомобильном рынке, где еще пару месяцев назад разговоры об областной растаможке перешли в вялотекущую фазу, начинается весеннее обострение. Новые правила оказались действительно - новыми. Как распродать 8 тысяч квот за несколько дней, как купить их и не прогореть, и главное кто и в какие сроки будет растамаживать машину? На авторынке в Борисово поводов для разговоров достаточно.

Андрей Бойдаченко, перегонщик: Впечатление путаница, неразбериха, я, человек, который занимается этим уже не первый год, и то с трудом разбираюсь в этих новых правилах, будет тяжело, просто тяжело людям самим участвовать .

Настроение плохое, но Андрей все равно собирается на аукцион. Для начала оформить частное предприятие в налоговой. На аукционе ждут и юридические фирмы, и чепистов . Несмотря на все предварительные заявления, физические лица участвовать не могут. Москву уговорить не удалось. К тому же именно предприниматели без устава и прочей нагрузки всегда являлись основными участниками рынка автомобильных квот. И, как нам объяснили в областном правительстве, для них тоже не все было просто. По новому Закону об особой экономической зоне, который вступает в силу на 18 дней раньше торгов, частные предприниматели тоже были лишены права областной растаможки. По постановлению российского Правительства теперь хотя бы до 1 июля все разрешено. Пришлось искать возможность участия в этом аукционе. Этим объяснили проволочки.

Гаяне Кизарьянц, руководитель конкурсного агентства правительства Калининградской области: Для частных предпринимателей такая возможность предусмотрена прежним законом об ОЭЗ, он утрачивает силу в полном объеме 1 июля, в связи с этим частные предприниматели имеют право ввезти автомобиль в режиме свободной таможенной зоны до 1 июля, об этом также велись переговоры, в итоге мы добились положительного решения .

Только таможня до сих пор не дала конкретного ответа на главный вопрос: как искать компромисс на пунктах пропуска, когда на руках будут сразу 2 противоречащих друг другу документа? До торгов надеются получить из Москвы хоть какое-нибудь разъяснение. На этой неделе руководство таможни заседало в Москве. По слухам, получили ответ. Но даже слова определенного из наших, калининградских таможенников вытянуть так и не удалось. Однако на этой неделе, наконец, победили слухи, которые просочились не только на рынок в Борисово, но и в СМИ. Наконец прозвучало более-менее внятное объяснение: в торгах может принять участие любой предприниматель. Звание участника внешнеэкономической деятельности присваивать необязательно. Но: его все-таки необходимо будет получить, чтобы ввезти авто в регион. Можно зарегистрироваться на таможне после аукциона. Обещают, что все будет быстро и совсем не больно.

В регионе на сегодня зарегистрировано 24 тысячи ЧП и 40 тысяч юридических лиц. Сейчас специально под аукцион каждый день в налоговой ЧП регистрируют пачками. В конце недели после массированной информационной акции именно нашего телеканала в конкурсное агентство принесли уже более 500 заявок. Правительство прогнозирует 8 тысяч. По крайней мере, готовится вскрывать конверты круглосуточно.

Гаяне Кизарьянц, руководитель конкурсного агентства правительства Калининградской области: Будет аукцион длиться столько, сколько потребуется, чтобы вскрыть все конверты, которые к нам поступят, процедура вскрытия конвертов должна быть непрерываемой, мало времени, чтобы всем желающим ввезти автомобили .

И в этом сегодня, похоже, главная проблема. По прогнозам перегонщиков, к 18 апреля в лучшем случае в комиссии окажется тысячи три-четыре конвертов. А еще они убеждены, что до 1 июля с условиями существующих погранпереходов вообще невозможно ввезти 8 тысяч машин. Если раскупят все квоты, на границе придется оформлять 130 автомобилей в сутки. Обычно на таможне удавалось оформлять по десятку-другому. Таможенники обещают постараться. Но даже если рынок завалят свежепригнанными иномарками, цены вряд ли упадут.

Андрей Бойдаченко, перегонщик: У каждого человека это единственный шанс, эта машина, которую он пригонит, это будет одна-единственная, последняя машина, поэтому с нее будут зарабатывать по-максимуму .

Продавцы честно советуют покупателям не морочить себе голову, а купить малолитражку с российской растаможкой. Привычные Ауди из Европы по 7 тысяч долларов уходят в прошлое. Теперь себя не побалуешь. В лучшие годы на Борисовском рынке продавали по 500-600 областных автомобилей в месяц. Гоняли и в города исторической родины. Отцы кормили свои семейства. Сейчас уже почти 80% машин на рынке растаможены на Россию. Среднему калининградцу на такие машины копить и копить. Перегонщики, которые не успели перестроиться, ищут другую работу. Нервничают и конторы, которые занимались оформлением областных машин на таможне. Таких несколько десятков. Из-за длительного простоя многие просто распустили сотрудников.

Андрей Бойдаченко, перегонщик: То, чего добивалось наше правительство, этого не будет, то, что они хотели сделать, чтобы для людей, подешевле, чтобы не зарабатывала на этом одна группа лиц, такого не будет .

Один единственный плюс среди этого потока негатива то, что квоту на эту последнюю областную иномарку нельзя будет втихую перепродать. Победителям аукционов вручат именные свидетельства. Одна машина в руки, конечно, мало. Мир автомобильных форумов пополнился слухами. Некоторые бывалые советуются, цитата что, если зарегистрировать несколько подставных ЧП, и выкупить на аукционе не одну, а несколько машин. И тем самым обойти закон. Если не себе автопарк обновить, то хотя бы использовать последний шанс заработать . Конец цитаты. И начало очередного и нового витка бесконечной и витиеватой истории ввоза иномарок через Калининградскую область.

Ведущий: Несколько цифр на понимание. Особо въедливые и отягощенные высоким интеллектом уже подсчитали на форумах, что чтобы только прочитать 8 тысяч заявок, тратя на каждую по 2 минуты без перерывов необходимо 33 рабочих человекодня. То есть все это рассчитать, то для того, чтобы уложиться в 2-3 дня, необходимо человек 25. Специалистов конкурсного агентства. А их там всего-то вместе с уважаемым руководителем Гаяне Альбертовной квотами занимаются 9 человек.

Но не в этом дело, с этим Гаяне Кизарьянц как-нибудь справится, я уверен. Есть более важное - стоит присмотреться к статистике ГАИ. А она такова.

По сравнению с 2000-м годом в 2005-м машин завезли вдвое больше. Но пик мы перешли еще в 2002. Тогда на первичный учет поставили больше 100.000! авто. Причем, после этого пика пошел достаточно серьезный спад. И вот любопытное совпадение, - после 2002 года впервые (и эта тенденция сохраняется до сих пор) количество машин, снятых с учета, превысило количество автомобилей, которые на учет поставили. В 2003 и 2004 годах более, чем на десять тысяч. Видимо, региональный автомобильный рынок насытился. И основным потребителем стала большая Россия. Безусловно, эта статистика нуждается в небольшой поправке какая-то часть автомобилей была продана и куплена несколько раз за год.

Ведущий: Вывод, в общем-то, напрашивается сам собой. Очевидно, что ввезти 8 тысяч льготных автомобилей за 2 месяца не только нереально. Пятилетку в три не выполняют И даже не столько не реально. Сколько разовым образом никому не нужно. Просто у наших жителей нет такой ни потребности, ни, простите, возможности. А весь этот большой шум больше от обиды. Которая всегда сопровождается, когда наш человек пусть теоретически, но имел возможность. А потом ее лишается. Кто сейчас реально пострадает так это профессиональные перегонщики. Что же касается нас всех остальных, что ж, как говорили древние, дура лекс - ну, и так далее И это они не про лексус , не путайте. А про то, что даже суровый закон надо выполнять. На этих грустных, но верных словах я с вами и прощаюсь на целую неделю. Спасибо за внимание.

Государственный интернет-канал "Россия"