17.10.07

На таможне не так весело...

Пермская таможня всегда занимала достойное место в единой государственной структуре, которой, кстати, 25 октября исполняется 16 лет. К слову, свое совершеннолетие прикамская таможня отметила уже 1 сентября.В канун дня рождения принято подводить итоги. И мы не оригинальничаем и тоже беседуем с первым заместителем начальника таможни по организации таможенного контроля Кириллом Вячеславовичем Няшиным об итогах деятельности Пермской таможни за третий квартал текущего года.

- Кирилл Вячеславович, понятно, что внешняя торговля Пермского края имеет экспортную направленность, но если составить более детальную картину, кто из местных предприятий - основные участники внешнеэкономической деятельности?

- Действительно, в Пермском регионе объем экспорта превышает объем импорта примерно в шесть раз. Торговыми партнерами Прикамья за истекшие 9 месяцев выступали более 100 стран, в том числе при экспорте 93 страны, при импорте - 59 стран. Основными торговыми партнерами уже традиционно были страны дальнего зарубежья.

Крупнейшими торговыми партнерами, которым мы продаем товары, выступали Китай, Индия, Финляндия, Казахстан, Украина и Бразилия. Завозим же мы товары из Германии, Италии, Китая и Украины.

Крупнейших экспортеров, наверное, знают все, это довольно крупные структуры Прикамья: <Уралкалий>, <Сильвинит>, <Азот>, <Метафракс>, <Минеральные удобрения> и <Лукойл-Пермнефтеоргсинтез>. Нельзя не сказать про <Соликамскбумпром>, Чусовской металлургический завод, <Пермские цветные металлы>, <Мотовилихинские заводы> и Пермский фанерный комбинат...

- А если говорить о товарной структуре как экспорта, так и импорта?

- В товарной структуре экспорта наиболее крупной была группа продуктов химического и нефтехимического комплекса, калийные и азотные удобрения, черные и цветные металлы, целлюлозно-бумажная продукция, а также продукция топливно-энергетического комплекса. Если говорить об импорте, то здесь преобладали, как обычно, поставки товаров машиностроительного комплекса, то есть завозим машины и оборудование для перерабатывающих и добывающих предприятий Прикамья.

- Основная часть госбюджета - налоги. Любопытно, а какую часть государственной казны пополняет сегодня таможенная служба?

- Судите сами, российские таможенники каждый день перечисляют в доход государства примерно 11 миллиардов рублей. Причем суммы перечисляемых платежей увеличивались с каждым годом. Так, если в 1991 году в бюджет поступило более 4 млрд. рублей, то в 2005 году в течение года более 2 трлн. рублей. Свыше 2,3 трлн. рублей уже перечислено за 9 месяцев текущего года. Соответственно возросла и доля таможенных платежей в структуре федерального бюджета: в 2007 году она составляет более 40 процентов. Для сравнения: в 1991 году эта цифра не превышала и 10 процентов. Пермская таможня на сегодня пополнила госбюджет на 4 млрд. рублей, таможенную границу РФ (аэропорт Большое Савино) пересекло более 70 тысяч пассажиров, а на таможне было оформлено более 10 миллионов тонн грузов и почти сто тысяч единиц транспорта.

- Насколько мне известно, с 1995 года таможенные органы наделены правом ведения оперативно-розыскной деятельности. И чем может похвастаться Пермская таможня в этом виде деятельности?

- За эти почти 12 лет из незаконного оборота изъято более 40 тонн наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ (из них 3,5 тонны героина и кокаина), примерно 13 тысяч карат драгоценных камней, свыше 300 килограммов золота, 320 единиц огнестрельного оружия, более 10 тонн взрывчатых веществ.

- Это все в Перми?

- Нет, это итоги таможенной службы всей России. А Пермской таможней за этот год возбуждено восемь уголовных дел и около 600 дел об административных правонарушениях, среди которых есть и дела по задержанным оружию и боеприпасам.

Кроме этого, пермские таможенники предотвратили незаконный ввоз-вывоз через границу предметов старины (иконы, монеты, медали и изделия из драгоценных металлов), а также были задержаны экзотические виды дикой флоры и фауны - попугай, чучело черепахи, кораллы и морские раковины, внесенные в Красную книгу СИТЕС.

Постоянно осуществляется борьба с контрафактом. Задержано 7100 единиц товаров на общую сумму, превышающую шесть миллионов рублей. За три квартала текущего года из незаконного оборота изъято 3373 таблетки МДМА, семь граммов амфетамина и один грамм героина.

- В работе с физическими лицами наверняка случаются казусные ситуации? Наша газета уже писала о попугае и его владельце-иностранце... Попугая <задержали> в Большом Савино, и его хозяин вынужден был вернуться на родину без пернатого товарища. Ситуация тогда закончилась благополучно - несчастного попугая, заточенного в карантин в пермский зоопарк, вернули на родину. Понятно, что дело не обошлось без продолжительных переговоров... Какие забавные ситуации возникали в текущем году?

- Такие случаи только издалека кажутся смешными и забавными, для нас - это проблемы, которые надо решать. Буквально неделю назад на рейсе задержали орден Красной Звезды. Какие-то монеты пытались провезти - опять прецедент. Правда, они не были признаны культурной ценностью. Аэропорт Большое Савино - пункт пограничный, работа с физическими лицами там наиболее сложная. Там и истерики бывают, и это все не так весело, как кажется. Систематически сейчас стали раковины моллюсков задерживать - те, которые запрещены для ввоза-вывоза конвенцией СИТЕС.

- Много транспорта <перегоняется> физическими лицами из-за границы в этом году?

- Достаточно. С начала года уже ввезено 702 автомобиля. Этим летом бывало и такое, что в день на таможне оформлялось до десяти автомобилей...

- Покупать автомобиль за границей - дешевле?

- Разумеется, разница с ценой на местном розничном рынке может составить в среднем процентов 20. Или, к примеру, за те же деньги вы приобретете автомобиль с гораздо большим пакетом опций, чем в местных салонах. Опять же, наши местные автодилеры представляют не все модели и далеко не всех комплектаций...

- <Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров> приближает работу таможенной службы к практике Федеральной налоговой службы. Концепция предполагает уменьшить время проверки на границе и увеличить время постконтроля. Это упростит или усложнит вашу работу?

- Разработанная концепция включает в себя проект об увеличении сроков проверки достоверности сведений, сообщенных ФТС импортерами при оформлении ввоза товаров (до трех лет можно будет проверять). Хочу подчеркнуть, что концепция целиком и полностью вытекает из положений Таможенного кодекса, принятого в 2003 году. Она, безусловно, предполагает упрощение процедур таможенного контроля. Задача же постконтроля не допустить нарушений в дальнейшем, допроверить фирму. То есть сокращение сроков таможенного оформления должно идти рука об руку с усилением таможенного контроля после выпуска товаров на таможенную территорию.

- А не нагрузка ли на бизнес введение такого постконтроля?

- Сегодня уже существует специальная упрощенная в порядке оформления схема для предприятий, где в установленном порядке дается определенное разрешение добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности. Это очень удобно, в первую очередь - бизнесу. Вплоть до того, что они получают свой товар до таможенного оформления. С последующим контролем соответственно. Такая схема подразумевает определенные условия, особую систему ведения бухгалтерской документации, прозрачной и понятной таможенным органам. Дополнительная работа ведется таможенной инспекцией и для того, чтоб потом можно было на постконтроле выявить те случаи недостоверного декларирования, которые могли быть. Предприятий, которые пользуются такой упрощенной системой, в Прикамье шесть. Это <Мотовилихинские заводы>, <Бератон>, <Ашланд>, <Ашланд-МСП>, <СОЖ>, Чусовской металлургический завод и <Азот>.

В рамках системного совершенствования мы вводим в четвертом квартале такую форму декларирования как электронное. Такая схема значительно упрощает взаимодействие между предприятиями и таможенными органами.

- А что еще необходимо сделать для улучшения работы таможни?

- Особенности Пермской таможни как внутренней, находящейся в регионе с определенным уровнем социально-экономического развития, определяют и необходимость следующих мероприятий. Недостатки в существующей инфраструктуре таможенных органов Пермской таможни (а это неоптимальное расположение таможенных органов, неразвитость складского хозяйства) ставят в первую очередь задачу по созданию современных таможенно-логистических терминалов. Актуальна также тема размещения таможенных постов в помещениях, которые являются федеральной собственностью. Чтобы исключить какое бы то ни было давление на них, чтобы не создавать определенные приоритеты среди участников внешнеэкономической деятельности.

- Если рассматривать концепцию постконтроля в другом разрезе - это необходимо для вступления России в ВТО?

- Разумеется. Стоит отметить, что многие положения из практики международной торговли находят все большее применение в нашей таможенной системе. И говорить о сроках, скорее всего, бессмысленно, но тенденция в принципе сохраняется.

- Но все же, Кирилл Вячеславович, речь идет о месяцах или подразумевается какой-то больший срок? Может так получиться, что Россия останется не у дел?

- Все дело в условиях, на которых мы будем вступать в ВТО. Как известно, наше правительство работает над этим вопросом. ВТО - не столько экономика, сколько политика. И самое интересное - не наша.

"Капитал-Weekly (Пермь)" ; 17.10.2007