27.02.07

На Волге ждут логокомитеты

Президент Поволжской логистической ассоциации Андрей Иванов:

– У транспортно-логистического комплекса Приволжского федерального округа (ПФО) много проблем, препятствующих его развитию. Существует сверхцентрализация импортных грузопотоков. На территории Поволжья недостаточно высококлассных складских площадей, низкое качество автомобильных дорог, у них низкая пропускная способность, мало мостовых переходов. Сказываются обмеление Волги и отсутствие перевозки по реке неинертных грузов. Крайне низок уровень контейнеризации грузов. В регионе ограничено количество операторов, способных предоставить клиентам полное транспортно-логистическое решение. Недостаточно инвестиций в создание транспортно-логистических комплексов (ТЛК) округа.

Все это в итоге превращается в проблемы потребителей. При покупке товара они переплачивают за неэффективную логистику до 30 – 50%. Одна из главных причин плачевного состояния ТЛК ПФО – отсутствие у региональных властей единой политики, нацеленной на эффективное развитие отрасли. Профильные региональные ведомства больше озабочены вопросами общественного транспорта, безопасности дорожного движения, ремонта дорог.

Необходимо отметить полное отсутствие статистической информации о структуре и объемах всех видов грузоперевозок, наличии и уровне складских терминалов, работе логистических компаний и перечне предоставляемых ими услуг. Все это ведет к дальнейшей деградации инфраструктуры и сдерживает развитие логистического бизнеса.

Выход из сложившейся ситуации может быть найден в создании в регионах специализированных комитетов по логистике (логокомитетов).

Задачами таких структур должны стать проведение диагностики логистической инфраструктуры региона, выстраивание системы мониторинга, статистики и аналитики. Комитеты смогли бы готовить и реализовывать единую политику региональной власти в транспортно-логистической сфере, продвигать реализацию отдельных проектов. Кроме того, они должны заниматься разработкой комплекса мероприятий по развитию контейнерного бизнеса, инфраструктуры, привлечением инвесторов.

Интересен опыт Санкт-Петербурга, в правительстве которого с 2004 года успешно работает аналогичный комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП). Его создание – очень нетривиальный и абсолютно рыночный шаг. Чтобы оценить вклад питерского КТТП в развитие городской логистики, достаточно посмотреть на достижения ТЛК Санкт-Петербурга за последние годы. Логистический рынок города уже оценивается в $5,4 млрд. Среднесуточный объем обработки контейнеров в питерских портах составляет 3000 единиц. В Нижегородском узле этот объем обрабатывается за год! В 2005 году питерский портовый комплекс обработал 57,5 млн тонн грузов, в том числе 12,6 млн тонн – контейнерных. По прогнозам Минтранса России, к 2025 году перевалка грузов в портовом комплексе Северной столицы должна достичь 150 млн тонн. Объем перечислений Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в доход федерального бюджета за 2005 год – более 400 млрд руб. Это примерно в 3 раза больше объема перечислений Приволжского таможенного управления.

«Гудок» 27.02.2007