18.01.05

Надежды на прямой импорт

Крупнейшие игроки на российском рынке электроники и бытовой техники хотят уже в 2005 году полностью перекрыть серый импорт, перейдя в своей работе на прямые поставки от фирм-производителей. Рынок уже сконцентрировался: 20 компаний-производителей охватывают 80 процентов всего российского рынка, а 10 компаний-продавцов осуществляют более 70 процентов всего объема продаж, - заявил президент М.Видео Александр Тынкован. - Момент наступил, и в 2005 году мы не должны его упустить .

Участники дискуссии, организованной Российской ассоциацией торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), обсудили возможные пути организации прямого импорта и предложения по дифференцированному планированию таможенных доходов. Помимо представителей электронного рынка живое участие в разговоре приняли также профессиональные участники других сегментов рынка, к примеру, из Ассоциации российских автодилеров, Ассоциации компаний розничной торговли и других.

Не секрет, что определенную тревогу участников рынка вызывает инициатива правительства по введению предотгрузочной инспекции, которая, как считают в Минэконоразвития, поможет легализовать рынок. Однако, по оценкам некоторых экспертов, введение такой меры будет означать дополнительные 600-700 миллионов долларов в год для импортеров бытовой техники и электроники. Поэтому активизация деятельности профессиональных участников рынка и их собственные предложения по борьбе с серым импортом вполне объяснимы, поскольку окончательное решение по предотгрузочной инспекции пока не принято. Эффективность этой процедуры вызывает большие сомнения и у ФТС, о чем свидетельствует негативный опыт коллег-таможенников в ряде стран СНГ, отказавшихся, в конечном итоге, от этой меры. Что же касается прямого импорта, то, по словам заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой, эта идея таможенной службе интересна . Мы не против, чтобы производители сами пришли на наш рынок, - сказала она. - В том, что касается таможни, это решит, в частности, вопрос по таможенной стоимости в части достоверности декларирования. Во многом также, это решит и проблемы контрабанды, серых схем . Однако, считает Татьяна Голендеева, чтобы не погубить эту хорошую идею , необходим ее тщательный анализ, в особенности в организационном плане. Поэтому таможенные органы ждут от участников ВЭД конкретных предложений, схем, которые можно было бы обсуждать, имея в виду реализацию этой идеи на практике.

Одно из таких предложений, поддержанное практически всеми участниками дискуссии, высказал Александр Тынкован. По его мнению, необходимо продолжать работу по 727-му приказу, дающему право добросовестным участникам ВЭД работать по упрощенной схеме. Компании, включенные в работу по этому приказу, считает он, прошли проверку благонадежности в ФТС. В то же время, учитывая существующую концентрацию рынка электроники и бытовой техники, сами его участники вполне могут провести собственную экспертизу, поскольку уже все друг друга знают . Таким образом будут отсечены недобросовестные участники рынка, работающие по серым схемам.

Однако, Татьяна Голендеева заметила участникам дискуссии, что в нашей стране чрезвычайно либеральный закон, который, в частности, не ограничивает порядок регистрации. А потому таможенные органы не могут препятствовать тем, кто при минимальном уставном фонде создает фирму, а затем по многомиллионным контрактам ввозит в страну товары. Поэтому так важен приход на рынок самих производителей, которые, по словам представителя компании Филипс Дмитрия Страшнова, экстремально законопослушны . Цена в инвойсе от компании-производителя решит проблему определения таможенной стоимости, именно на нее должны ориентироваться таможенники. Дмитрий Страшнов заметил, что технологии в сфере электробытовой и компьютерной техники меняются стремительно, а потому так же стремительно меняются и цены. Поэтому информационные письма, которые ФТС готовит для своих сотрудников, работающих на таможенных постах, считают участники рынка, могут давать неверные ценовые ориентиры при определении таможенной стоимости. Тем не менее наличие проблемы, а именно занижение таможенной стоимости, они не отрицают.

Участники дискуссии сошлись на том, что, как сказал глава РАТЭК Александр Пляцевой, им надо сесть за стол, окончательно сформулировать свое решение и сказать государству, что мы готовы работать по новым правилам. При этом участники рынка согласились, что при переходе на прямой импорт будут определенные организационные издержки, выражающиеся в прибыльности компаний . Возможно, как заметил Дмитрий Страшнов, работу по 727-му приказу надо будет вначале отработать на какой-то группе . Тем не менее иного пути нет, и совсем недавно на него встали страны Восточной Европы, в которых проблема серого импорта на этом рынке была такой же актуальной. В настоящее время она решена. Выиграли от этого потребители, получившие гарантии и сервисное обслуживание, и государственные бюджеты в связи с расширением налоговой базы увеличившие налоговые поступления. Кроме того, прозрачный рынок развивается намного эффективнее, быстрее приходят новые технологии.

Поскольку от идеи предотгрузочной инспекции правительство пока не отказалось, можно ожидать, что участники рынка электробытовой и компьютерной техники, заручившись в том числе и поддержкой таможенных органов, уже в ближайшее время предпримут усилия для принятия своих предложений по легализации рынка.

Валентина Дудкова
Виртуальная таможня по материалам журнала Таможня 24 от 28.12.04